Статья продолжает разговор об изменениях в таможенном законодательстве XVII в., связанных с принятием Торгового устава 1653 года.
Вскоре после Кончины Михаила Федоровича торговые люди били челом его преемнику на царском троне, Алексею Михайловичу:
«После московского разорения, как воцарился отец твой, государев, английские немцы (представители Московской Компании во главе с Джоном Мериком), зная, что им в торгах от Московского государства прибыль большая и желая овладеть всяким торгом, через подкуп думного дьяка Петра Третьякова взяли из Посольского приказу грамоту, чтобы торговать английским гостям у Архангельска и в городах Московского государства 23 человекам; но начали приезжать в Московское государство человек по 70 и больше, понастроили себе домов и живут без съезду, товара своего у Архангельска русским не продают и не меняют, а везут его прямо в города и продают, когда поднимутся в цене; русские же товары, которые мы прежде на их товары выменивали, теперь они покупают сами, своим заговором, чрез посылаемых ими по городам и селам. покупщиков и отвозят в землю свою беспошлинно или, тоже без платы пошлин, тайно продают на деньги у Архангельска купцам других наций, голландским, брабантским и гамбургским немцам; всеми торгами, которые принадлежали нам, завладели английские немцы».
Приняв во внимание изложенные выше мотивы, правительство 1 июня 1646 г. отменило беспошлинную торговлю для иностранцев, обязав их наравне с русскими купцами платить в Архангельске рублевую пошлину: 8 денег с весчих и 6 денег с невесчих товаров и полденьги с рубля в неделю вместо мелких сборов. В случае отъезда во внутренние города, иностранцы платили дополнительную пошлину, соответственно 4 и 3 деньги с рубля.
Дальнейшие шаги в этом направлении проводились под предлогом мести английским революционерам, казнившим в 1649 г. короля Карла I. В соответствующем указе 1649 г. изданном четыре месяца спустя после утверждения Соборного уложения, отмечалось, что если раньше англичане торговали с Москвой по специальной государевой жалованной грамоте, о выда- че которой хлопотал сам английский король, то после его убийства грамота потеряла силу.
Фактически же этот поворот в таможенной политике был вызван домогательствами купеческих представителей на Земском соборе 1648 – 1649 гг. и фискальными интересами государства. В том же указе 1649 г. прямо говорилось, что причиной отмены льгот послужила не только казнь Карла I, но и то, что англичане ввозили в Россию чужие (не английские) товары, которые объявляли своими, сговаривались о снижении закупочных цен на русские товары и торговали «подкрадными обидными товарами», как в те времена называли контрабанду.
Соборным уложением 1649 г. всем иностранцам запрещалось торговать в пределах Московского государства, где бы то ни было, кроме Архангельска.
С иноземцев в Архангельске взимались прежние пошлины, а во внутренних городах — 2 алтына или 12 денег с рубля с весчих и невесчих товаров и проезжая пошлина — 4 деньги с рубля за провоз иностранных товаров во внутренние города и вывоз из России русских товаров.
Вместе с тем нельзя не отметить сравнительно низкую результативность мер по ограничению деловой активности на русском рынке у иностранцев. В 1662 г. привилегированное купечество вновь потребовало запрещения иностранной торговли везде, кроме Архангельска.
Косвенно это подтверждает приоритет фискально-бюрократических интересов, которыми руководствовалось правительство в проведении торгово-таможенных мероприятий. Московская буржуазия была весьма далека от положения господствующего класса, а ее организации служили не ее собственным, а государственным интересам. Организация не торговых людей в Москве рассчитана на развитие торговли и промыслов. Более того, она была даже противоположна интересам торговли и промыслов.
Вы можете задать Ваш вопрос, отправив его на адрес электронной почты:
Комментариев нет:
Отправить комментарий