Обычно при упоминании бронетанковой техники Израиля в первую очередь вспоминают танки «Меркава». Безусловно, эти машины являются предметом гордости ближневосточной страны. Вместе с тем, долгое время основу вооружения Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) составляли машины, представлявшие собой переделку различных иностранных образцов. Умение приспосабливать под свои потребности зарубежную технику оттачивалось израильтянами не одно десятилетие. А начиналось всё с импровизированных броневиков, которые сыграли важную роль в войне за независимость Израиля.
В условиях растущей напряженности
В июне 1920 года в Палестине была создана Хагана, подпольная военизированная организация, целью которой стала самооборона евреев от все более частых случаев нападений со стороны арабов. Отношения между евреями и арабами в стране, тогда входившей в состав Британской Империи, постепенно ухудшались. Происходило это на фоне усилившейся после прихода к власти Гитлера еврейской иммиграции из Европы.
В апреле 1936 года началось арабское восстание, направленное против иммиграции. Примерно в это же время нападения на евреев приобрели регулярный характер. В таких условиях были созданы подразделения, известные как Нотрим, которые стали вспомогательными частями английской полиции. Фактически же в них состояли легализованные боевики Хаганы. Позже эти части были переформированы в Еврейскую поселенческую полицию (JSP), численность которой постепенно росла.
Примерно в это же время на вооружении JSP стали появляться импровизированная бронетехника. Связано это оказалось с тем, что все чаще нападения арабов происходили с применением огнестрельного оружия. Импровизированные броневики, в том числе и бронированные трактора, стали появляться и у Хаганы. В случае с JSP бронированию подвергались обычно легкие коммерческие грузовики, как правило, английских марок (Fordson, Morris итд). Ввиду того, что подобные переделки носили достаточно стихийный характер, броневики отличались большим разнообразием в плане внешнего вида. Некоторые машины получали исключительно бронирование кабины, другие защищались полностью, включая моторное отделение.
Вместе с тем, общая концепция создания импровизированных броневиков выглядела вполне единообразной. Как правило, машина получала открытый сверху кузов, рассчитанный на перевозку бойцов JSP. Какие-то машины имели амбразуры в бортах, из некоторых было возможно стрелять только поверх бортов. В общей сложности для нужд JSP было переделано около 30 машин.
Помимо очевидных преимуществ, бронирование создавало и проблемы. Как уже упоминалось, строились эти броневики на базе коммерческих грузовиков. Разумеется, определенный запас по грузоподъемности у этих машин был. Тем не менее, после переделки и утяжеления проходимость машин снижалась. По этой причине импровизированные бронемашины составляли значительную, но не основную часть парка JSP. Больше половины автомобилей еврейской полиции не имело брони вовсе, зато и их подвижность оставалась более высокой.
Пик производства импровизированных броневиков JSP пришелся на первую половину Второй мировой войны, когда существовала реальная возможность немецкого вторжения в Палестину. В самый сложный период именно JSP пришлись выполнять полицейские функции. 15 мая 1941 года по согласованию с английскими властями были созданы ударные отряды, получившие обозначение Пальмах. Таким образом, произошла частичная легализация Хаганы. Эти отряды участвовали в боевых действиях.
К весне 1943 года, когда стало окончательно ясно, что угроза вторжения миновала, отряды Пальмах были расформированы. С этого периода количество импровизированных броневиков начало постепенно снижаться. По состоянию на май 1945 года их осталось 16 штук, и это число продолжало постепенно уменьшаться. Дальнейшие события заставили вернуться к идее создания импровизированных бронемашин, но уже на качественно ином уровне.
На пороге большой войны
В 1939 году Малькольм Макдональд, министр колоний Великобритании, представил «Белую книгу», отчет о британской политике в Палестине. Согласно этому документу, квота иммиграции евреев в Палестину на 5 лет должна была составить 75000 человек, а в течение 10 лет на этой территории предполагалось создать единое для евреев и арабов государство. В реальности все пошло совсем не так.
После окончания Второй мировой войны напряженность между арабским и еврейским населением Палестины только возрастала, становился очевидным тот факт, что вооруженного конфликта не избежать. Больше того, Хагана и Пальмах периодически вступали в боевые столкновения и с британцами. Так или иначе, Великобритания постепенно уходила из своих колоний. Определение дальнейшей судьбы Палестины была возложена на ООН.
Ситуация в регионе еще сильнее обострилась после того, как 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН опубликовала резолюцию №181 о разделе Палестины. Арабы с этим документом не согласились, и уже на следующий день начались нападения на конвои еврейских поселенцев.
Для обеспечения безопасности евреям пришлось вернуться к постройке импровизированных броневиков. На этот раз речь шла о немного другой концепции, чем та, которая использовалась при строительстве довоенных броневиков. Новые бронированные машины создавались как конвойные, то есть на них возлагались и непосредственные функции грузовиков. Они имели защиту моторного отделения и кабины. Импровизированный броневик шел впереди конвоя из обычных грузовиков, нередко еще одна бронемашина шла замыкающей. В головной и замыкающей машине находились вооруженные люди.
Британцы разрешили постройку подобных броневиков, но не дали согласия на установку вооружения, в том числе и башенного. Но это не мешало боевикам Хаганы прятать оружие в укромных местах.
Грузовики с бронированными кабинами стали не единственными импровизированными бронемашинами, производство которых началось в ноябре 1947 года. Помимо доставки грузов, необходимо было обеспечить и безопасность перевозок пассажиров из одного поселения в другое. В результате началась постройка импровизированных бронированных автобусов. Как и в случае с броневиками JSP, бронированные автобусы отличались большим разнообразием. Как правило, за их основу брались обычные автобусы, у которых бронировалось моторное отделение, при этом броня находилась внутри салона.
Отдельно стоит упомянуть автобусы, которые курсировали в Иерусалиме. 13 апреля 1948 года произошло нападение на конвой, который шел в больницу Хадасса. Бронированные машины подверглись нападению, всего в них погибло 79 человек, еще 22 пропало без вести. Значительная часть погибших была персоналом больницы. 7 июля было достигнуто соглашение о том, что больница станет демилитаризированным анклавом. Тем не менее, вероятность новых нападений существовала. По этой причине появились едва ли не самые большие из бронированных автобусов. По два таких автобуса входило в состав конвоя. Базой для них послужили тяжелые грузовики. Эти машины отличались не только размерами, но и весьма высокой степенью проработки защиты. Один из этих автобусов сохранился до наших дней.
Двойная броня
Увеличивающееся число вооруженных нападений на еврейские поселения и конвои стали причиной того, что в декабре 1947 года Давид Бен-Гурион распорядился выделить бюджет на постройку 25 броневиков. После оценки ситуации будущий премьер-министр Израиля принял решение изготавливать два варианта броневиков. Первый по своим функциям был близок к импровизированным бронемашинам JSP. Машина предназначалась для доставки продовольствия, а также для использования в качестве бронетранспортера. Второй вариант представлял собой совсем другую машину – с башней и вооружением, как правило, состоявшим из пулемета. «Боевой» вариант являлся с точки зрения англичан нелегальным, но в условиях надвигавшейся войны запреты нередко игнорировались.
«Слоеная» броня, которая дала имя броневикам, при изготовлении которых такой «сэндвич» использовался
В отличие от импровизированных машин, которые строились в поселениях стихийным методом, новые броневики создавались уже по типовому проекту. Разработал его Джо (Йосеф) Крейден, потомок еврейских иммигрантов из России, который в 1939 году приехал в Палестину. По прибытии в Палестину он поступил в английскую армию, где оказался в технической службе. Дослужился Крейден до звания подполковника, на пике карьеры командовал ремонтными мастерскими в Египте.
Насколько хорошо он был осведомлен об импровизированных броневиках, которые англичане строили в 1940–41 годах, ожидая вторжения немцев на свой остров, неизвестно. Но, вероятнее всего, разбирался в них неплохо, поскольку разработки бывшего подполковника технической службы здорово напоминали то, что строились в Англии. Одним словом, к 1948 году у Крейдена был богатый опыт, который он с успехом реализовал.
Основной проблемой при постройке бронемашин стал дефицит брони. Для гарантированной защиты от пуль винтовочного калибра требовались листы толщиной порядка 15 мм. Поиск их был крайне непростым занятием. Для решения этой проблемы Крейден разработал то, что назвали «сэндвичем». Между двумя листами брони толщиной 3 и 5 мм находился слой древесины толщиной 38 мм. Из такой «слоеной» брони изготавливались борта и корма броневиков, спереди же устанавливался сплошной лист толщиной 14 мм. Таким образом, обеспечивалась круговая защита от вражеского огня при минимальном использовании дефицитных бронелистов. Бронемашины, разработанные Крейденом, нередко называют «сэндвичами» в честь оригинального технического решения.
Импровизированное многообразие
Второй проблемой, с которой столкнулся Джо Крейден, стало многообразие шасси, которые были доступны для переделки. Начальник отдела бронирования транспортной службы, назначенный на эту должность Бен-Гурионом, старался максимально стандартизировать бронемашины. В значительной степени ему это удалось, и «сэндвичи» легко отличить от других импровизированных броневиков. Тем не менее, полного единообразия достичь не удалось.
Наиболее доступными и распространенными оказались канадские грузовые автомобили Canadian Military Pattern (CMP). Эти машины с большим разбросом по грузоподъемности (от 0,75 до 3 тонн) выпускались канадскими отделениями Chevrolet и Ford по заказу английской армии. Автомобили отличались неприхотливостью, а наличие у части из них полного привода было очевидным плюсом с точки зрения проходимости. Еще одним существенным плюсом, который и предопределил выбор Крейдена, стало полукапотное размещение двигателя. Конструкторы CMP максимально сместили мотор назад. Это заметно улучшало обзор и одновременно упрощало бронирование. В основном для переделки использовались шасси канадских Ford грузоподъемностью 1,5 и 3 тонны.
Броневики, построенные на канадской базе, немного отличались друг от друга, но именно они стали самыми известными, каноничными «сэндвичами». Подавляющее большинство из них было построено по первому варианту, то есть в виде машин снабжения, одновременно выполнявших роль бронетранспортеров. Эти машины напоминали LPTB Type ST Armoured Bus, бронированный автобус, построенный в Англии в 1940 году. Благодаря полукапотной компоновке носовая часть «сэндвича» получилось короткой, на части машин бронировка двигателя повторяла форму капота грузовика. Фары сохранялись на своем месте, при этом их прикрывали откидными крышками. Помимо смотровых лючков для водителя и пассажира, в бортах корпуса имелись бойницы, прикрываемые крышками.
Характерным элементом конструкции большинства «сэндвичей» была крыша V-образной формы с откидным панелями. Такая форма служила для того, чтобы брошенные на машину гранаты скатывались вниз. Эта мера предосторожности оказалась совсем не лишней – бои в городских условиях в ходе первой арабо-израильской войны были частым явлением.
Всего с 28 декабря 1947 по 15 апреля 1948 года было построено 127 подобных машин. В изготовлении бронемашин участвовало 6 предприятий: «Маген-Четвуд», «А-Аргаз», «Солель-Боне», «Хараш», «Гамбургер» и «Кедма». Поэтому неудивительно, что полной стандартизации так и не получилось. Машины отличались друг от друга смотровыми люками, крышей, формой амбразур и капота. Кроме того, при производстве бронеавтомобилей использовались шасси грузоподъемностью 1,5 и 3 тонны, которые также отличались друг от друга. Шасси могли быть не только полноприводными, но и заднеприводными.
Импровизированный броневик на базе Chevrolet G-7117. Выглядит он как вполне заводское изделие
Помимо канадских грузовиков, в Палестине оказались и полноприводные грузовые машины американского производства. Благодаря связям членов Хаганы в США еще с 1947 года начались закупки грузовых автомобилей, которые с военного времени в большим количестве хранились на американских складах. Одной из таких моделей стал Chevrolet G-7117, стандартный американский армейский автомобиль грузоподъемностью 1,5 тонны. Закупались эти машины, разумеется, как обычные грузовики. Вряд ли американцам могло прийти в голову, что они, на самом деле, закупаются как шасси для броневиков. Между тем, в СССР шасси Chevrolet G-7117 использовалось в том числе и для установки систем залпового огня М-13. Подошло оно и для постройки «сэндвичей».
Эти машины получились гораздо более аккуратными, чем броневики на базе канадского Ford. Внешне эти «сэндвичи» чем-то напоминали американский Scout Car M3A1. Внутри ставились «рельсы» для пулеметных турелей, нередко на этой базе изготовлялись и самоходные минометы. Строились путем переделки Chevrolet G-7117 и другие варианты, больше напоминающие машины на канадских шасси. Судя по имеющейся информации, было построено не менее 13 таких броневиков.
Еще раньше, с 1946 года, палестинскими евреями стали закупаться GMC CCKW-353, стандартные армейские машины грузоподъемностью 2,5 тонны. Самый массовый грузовик Второй мировой войны активно распродавался со складов любым странам, находящимся хотя бы в нейтральных отношениях с США.
Первые импровизированные броневики на этой базе строились еще силами кибуцев и локальных мастерских Хаганы. Какие-то машины имели только бронированные кабины с моторными отсеками. Существовали и «приманки», у которых сохранялся обычный, с виду кузов, хотя под тентом в реальности скрывалась бронированная капсула. Более поздние броневики отличались значительно более проработанной конструкцией и выглядели как вполне заводские изделия.
Третьей платформой, прибывавшей из-за океана, стали легкие грузовые автомобили серии T214. Широко известные у нас как «Додж 3/4», эти машины имели 12 вариантов исполнения. Наиболее востребованными оказались Dodge WC-51 и WC-52. Изготовлявшиеся на их базе «сэндвичи» использовались в основном как легкие многоцелевые броневики.
В отличие от описанных ранее машин, в этом случае базовой версией стал не бронетранспортер, а разведывательно-ударный вариант. В отличие от бронетранспортера, у этого автомобиля ставилась башня, в которой монтировался ручной пулемет. По иронии судьбы, здесь, как правило, устанавливались немецкие MG 34 либо MG 42. Производство таких броневиков началось в мае 1948 года, когда английские запреты уже перестали действовать.
Броня первой волны
Запуск программы «сэндвичей» оказался крайне своевременным. С января 1948 года в Палестине начались по-настоящему масштабные боевые действия. 25 января Хагана объявила общую мобилизацию. Английские войска старались не вмешиваться в конфликт, лишь в самых сложных ситуация разнимая противоборствующие стороны.
В конце марта силы Хаганы понесли тяжелые потери. По итогам одного из сражений они были вынуждены отдать арабам все 19 бронемашин, которые имели на тот момент. У мастерских, которые занимались изготовлением броневиков, прибавилось работы. Появились новые варианты броневиков, в том числе и на базе канадских Ford. Эти машины имели бронирование кабин и капотов, они предназначались для снабжения осажденных поселений. Также строились «прорыватели блокад», оснащенные таранами.
10 марта был принят план «Далет». Согласно ему, Хагана по окончанию британского мандата превращалась в полноценную армию. Кроме того, от обороны и акций возмездия было решено перейти к наступлению, начавшемуся с 3 апреля. Импровизированные броневики принимались в этих боевых действиях самое активное участие. Продолжали они использоваться и при сопровождении конвоев. Среди машин из конвоя, шедшего в больницу Хадасса 13 апреля, были и «сэндвичи».
Еще интенсивнее импровизированные броневики стали использоваться после 14 мая, когда была провозглашена независимость Израиля. На следующий день после того, как Бен-Гурион объявил о независимости, на территорию Палестины вступили войска соседних арабских государств. В тот же день истек срок Британского мандата в Палестине, и теперь уже противоборствующие стороны даже формально никто не сдерживал.
Прорыватель блокады на базе 3-тонного канадского Ford. Таранами разрушались выставлявшиеся заграждения
Могло показаться, что судьба новообразованного государства предрешена. Армии противников Израиля были лучше вооружены, у них имелись танки, броневики, артиллерия и авиация. Но на практике все оказалось совсем не так. На стороне оборонявшихся находилось немало тех, кто имел боевой опыт, в том числе и в армиях других государств. С конца мая в Израиль из Чехословакии с согласия СССР стало поступать вооружение. Именно в этих поставках были те самые немецкие пулеметы, которые установили на броневики, строившиеся из Dodge WC-51. В мастерских началось изготовление самодельных противотанковых средств.
Наконец, сами арабы оказались еще теми вояками. Мало того, что координация между союзниками оставляла желать лучшего, так и зачастую более совершенное, чем у израильтян вооружение им не помогало. Арсенал ЦАХАЛ, в который 31 мая 1948 года преобразовали Хагану, уже в первый месяц войны значительно пополнился за счет трофеев.
«Сэндвич» на параде в Тель-Авиве, июль 1955 года. Подобные машины прослужили дольше всех
Производство «сэндвичей» прекратилось в мае 1948 года. Несмотря на ограниченную эффективность и все проблемы, которые присущи импровизированным образцам бронетехники, они сыграли очень важную роль. При помощи этих машин эвакуировали жителей атакованных поселений, на них перевозили продовольствие, они же применялись как средства перевозки десанта.
По мере решения проблем с бронелистами слоеная броня, имевшая недостатки, заменялась на новых броневиках на полноценную броню. Поздние творения Джо Крейдена уже сложно назвать импровизированными. Эти машины, по уровню исполнения не уступавшие «заводским» броневикам, надолго задержались в частях ЦАХАЛ. Особенно это касается бронемашин на базе GMC CCKW-353. В качестве бронетранспортеров они использовались до конца 60-х годов. Что же касается ранних «сэндвичей», то они в немалом количестве сохранились на территории Израиля в качестве памятников и музейных экспонатов.
Источник
В условиях растущей напряженности
В июне 1920 года в Палестине была создана Хагана, подпольная военизированная организация, целью которой стала самооборона евреев от все более частых случаев нападений со стороны арабов. Отношения между евреями и арабами в стране, тогда входившей в состав Британской Империи, постепенно ухудшались. Происходило это на фоне усилившейся после прихода к власти Гитлера еврейской иммиграции из Европы.
В апреле 1936 года началось арабское восстание, направленное против иммиграции. Примерно в это же время нападения на евреев приобрели регулярный характер. В таких условиях были созданы подразделения, известные как Нотрим, которые стали вспомогательными частями английской полиции. Фактически же в них состояли легализованные боевики Хаганы. Позже эти части были переформированы в Еврейскую поселенческую полицию (JSP), численность которой постепенно росла.
Бронетрактор за мирной работой, 1938 год
Примерно в это же время на вооружении JSP стали появляться импровизированная бронетехника. Связано это оказалось с тем, что все чаще нападения арабов происходили с применением огнестрельного оружия. Импровизированные броневики, в том числе и бронированные трактора, стали появляться и у Хаганы. В случае с JSP бронированию подвергались обычно легкие коммерческие грузовики, как правило, английских марок (Fordson, Morris итд). Ввиду того, что подобные переделки носили достаточно стихийный характер, броневики отличались большим разнообразием в плане внешнего вида. Некоторые машины получали исключительно бронирование кабины, другие защищались полностью, включая моторное отделение.
Вместе с тем, общая концепция создания импровизированных броневиков выглядела вполне единообразной. Как правило, машина получала открытый сверху кузов, рассчитанный на перевозку бойцов JSP. Какие-то машины имели амбразуры в бортах, из некоторых было возможно стрелять только поверх бортов. В общей сложности для нужд JSP было переделано около 30 машин.
Помимо очевидных преимуществ, бронирование создавало и проблемы. Как уже упоминалось, строились эти броневики на базе коммерческих грузовиков. Разумеется, определенный запас по грузоподъемности у этих машин был. Тем не менее, после переделки и утяжеления проходимость машин снижалась. По этой причине импровизированные бронемашины составляли значительную, но не основную часть парка JSP. Больше половины автомобилей еврейской полиции не имело брони вовсе, зато и их подвижность оставалась более высокой.
Разномастный парк броневиков из состава Еврейской поселенческой полиции
Пик производства импровизированных броневиков JSP пришелся на первую половину Второй мировой войны, когда существовала реальная возможность немецкого вторжения в Палестину. В самый сложный период именно JSP пришлись выполнять полицейские функции. 15 мая 1941 года по согласованию с английскими властями были созданы ударные отряды, получившие обозначение Пальмах. Таким образом, произошла частичная легализация Хаганы. Эти отряды участвовали в боевых действиях.
К весне 1943 года, когда стало окончательно ясно, что угроза вторжения миновала, отряды Пальмах были расформированы. С этого периода количество импровизированных броневиков начало постепенно снижаться. По состоянию на май 1945 года их осталось 16 штук, и это число продолжало постепенно уменьшаться. Дальнейшие события заставили вернуться к идее создания импровизированных бронемашин, но уже на качественно ином уровне.
На пороге большой войны
В 1939 году Малькольм Макдональд, министр колоний Великобритании, представил «Белую книгу», отчет о британской политике в Палестине. Согласно этому документу, квота иммиграции евреев в Палестину на 5 лет должна была составить 75000 человек, а в течение 10 лет на этой территории предполагалось создать единое для евреев и арабов государство. В реальности все пошло совсем не так.
После окончания Второй мировой войны напряженность между арабским и еврейским населением Палестины только возрастала, становился очевидным тот факт, что вооруженного конфликта не избежать. Больше того, Хагана и Пальмах периодически вступали в боевые столкновения и с британцами. Так или иначе, Великобритания постепенно уходила из своих колоний. Определение дальнейшей судьбы Палестины была возложена на ООН.
Ситуация в регионе еще сильнее обострилась после того, как 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН опубликовала резолюцию №181 о разделе Палестины. Арабы с этим документом не согласились, и уже на следующий день начались нападения на конвои еврейских поселенцев.
Типичный импровизированный броневик для сопровождения конвоев
Для обеспечения безопасности евреям пришлось вернуться к постройке импровизированных броневиков. На этот раз речь шла о немного другой концепции, чем та, которая использовалась при строительстве довоенных броневиков. Новые бронированные машины создавались как конвойные, то есть на них возлагались и непосредственные функции грузовиков. Они имели защиту моторного отделения и кабины. Импровизированный броневик шел впереди конвоя из обычных грузовиков, нередко еще одна бронемашина шла замыкающей. В головной и замыкающей машине находились вооруженные люди.
Британцы разрешили постройку подобных броневиков, но не дали согласия на установку вооружения, в том числе и башенного. Но это не мешало боевикам Хаганы прятать оружие в укромных местах.
Один из бронированных автобусов, которые строились путем переделки обычных машин
Грузовики с бронированными кабинами стали не единственными импровизированными бронемашинами, производство которых началось в ноябре 1947 года. Помимо доставки грузов, необходимо было обеспечить и безопасность перевозок пассажиров из одного поселения в другое. В результате началась постройка импровизированных бронированных автобусов. Как и в случае с броневиками JSP, бронированные автобусы отличались большим разнообразием. Как правило, за их основу брались обычные автобусы, у которых бронировалось моторное отделение, при этом броня находилась внутри салона.
Бронированный автобус, использовавшийся для рейсов в больницу Хадасса
Отдельно стоит упомянуть автобусы, которые курсировали в Иерусалиме. 13 апреля 1948 года произошло нападение на конвой, который шел в больницу Хадасса. Бронированные машины подверглись нападению, всего в них погибло 79 человек, еще 22 пропало без вести. Значительная часть погибших была персоналом больницы. 7 июля было достигнуто соглашение о том, что больница станет демилитаризированным анклавом. Тем не менее, вероятность новых нападений существовала. По этой причине появились едва ли не самые большие из бронированных автобусов. По два таких автобуса входило в состав конвоя. Базой для них послужили тяжелые грузовики. Эти машины отличались не только размерами, но и весьма высокой степенью проработки защиты. Один из этих автобусов сохранился до наших дней.
Двойная броня
Увеличивающееся число вооруженных нападений на еврейские поселения и конвои стали причиной того, что в декабре 1947 года Давид Бен-Гурион распорядился выделить бюджет на постройку 25 броневиков. После оценки ситуации будущий премьер-министр Израиля принял решение изготавливать два варианта броневиков. Первый по своим функциям был близок к импровизированным бронемашинам JSP. Машина предназначалась для доставки продовольствия, а также для использования в качестве бронетранспортера. Второй вариант представлял собой совсем другую машину – с башней и вооружением, как правило, состоявшим из пулемета. «Боевой» вариант являлся с точки зрения англичан нелегальным, но в условиях надвигавшейся войны запреты нередко игнорировались.
«Слоеная» броня, которая дала имя броневикам, при изготовлении которых такой «сэндвич» использовался
В отличие от импровизированных машин, которые строились в поселениях стихийным методом, новые броневики создавались уже по типовому проекту. Разработал его Джо (Йосеф) Крейден, потомок еврейских иммигрантов из России, который в 1939 году приехал в Палестину. По прибытии в Палестину он поступил в английскую армию, где оказался в технической службе. Дослужился Крейден до звания подполковника, на пике карьеры командовал ремонтными мастерскими в Египте.
Насколько хорошо он был осведомлен об импровизированных броневиках, которые англичане строили в 1940–41 годах, ожидая вторжения немцев на свой остров, неизвестно. Но, вероятнее всего, разбирался в них неплохо, поскольку разработки бывшего подполковника технической службы здорово напоминали то, что строились в Англии. Одним словом, к 1948 году у Крейдена был богатый опыт, который он с успехом реализовал.
Процесс изготовления «сэндвичей» на базе канадских грузовиков Ford, весна 1948 года
Основной проблемой при постройке бронемашин стал дефицит брони. Для гарантированной защиты от пуль винтовочного калибра требовались листы толщиной порядка 15 мм. Поиск их был крайне непростым занятием. Для решения этой проблемы Крейден разработал то, что назвали «сэндвичем». Между двумя листами брони толщиной 3 и 5 мм находился слой древесины толщиной 38 мм. Из такой «слоеной» брони изготавливались борта и корма броневиков, спереди же устанавливался сплошной лист толщиной 14 мм. Таким образом, обеспечивалась круговая защита от вражеского огня при минимальном использовании дефицитных бронелистов. Бронемашины, разработанные Крейденом, нередко называют «сэндвичами» в честь оригинального технического решения.
Импровизированное многообразие
Второй проблемой, с которой столкнулся Джо Крейден, стало многообразие шасси, которые были доступны для переделки. Начальник отдела бронирования транспортной службы, назначенный на эту должность Бен-Гурионом, старался максимально стандартизировать бронемашины. В значительной степени ему это удалось, и «сэндвичи» легко отличить от других импровизированных броневиков. Тем не менее, полного единообразия достичь не удалось.
Колонна броневиков. Как можно заметить, одинаковых среди них нет
Наиболее доступными и распространенными оказались канадские грузовые автомобили Canadian Military Pattern (CMP). Эти машины с большим разбросом по грузоподъемности (от 0,75 до 3 тонн) выпускались канадскими отделениями Chevrolet и Ford по заказу английской армии. Автомобили отличались неприхотливостью, а наличие у части из них полного привода было очевидным плюсом с точки зрения проходимости. Еще одним существенным плюсом, который и предопределил выбор Крейдена, стало полукапотное размещение двигателя. Конструкторы CMP максимально сместили мотор назад. Это заметно улучшало обзор и одновременно упрощало бронирование. В основном для переделки использовались шасси канадских Ford грузоподъемностью 1,5 и 3 тонны.
Наиболее массовый тип «сэндвича», в данном случае использовался Ford F15 15 CWT
Броневики, построенные на канадской базе, немного отличались друг от друга, но именно они стали самыми известными, каноничными «сэндвичами». Подавляющее большинство из них было построено по первому варианту, то есть в виде машин снабжения, одновременно выполнявших роль бронетранспортеров. Эти машины напоминали LPTB Type ST Armoured Bus, бронированный автобус, построенный в Англии в 1940 году. Благодаря полукапотной компоновке носовая часть «сэндвича» получилось короткой, на части машин бронировка двигателя повторяла форму капота грузовика. Фары сохранялись на своем месте, при этом их прикрывали откидными крышками. Помимо смотровых лючков для водителя и пассажира, в бортах корпуса имелись бойницы, прикрываемые крышками.
Характерным элементом конструкции большинства «сэндвичей» была крыша V-образной формы с откидным панелями. Такая форма служила для того, чтобы брошенные на машину гранаты скатывались вниз. Эта мера предосторожности оказалась совсем не лишней – бои в городских условиях в ходе первой арабо-израильской войны были частым явлением.
Слоеная броня вполне «держала» пистолетные пули
Всего с 28 декабря 1947 по 15 апреля 1948 года было построено 127 подобных машин. В изготовлении бронемашин участвовало 6 предприятий: «Маген-Четвуд», «А-Аргаз», «Солель-Боне», «Хараш», «Гамбургер» и «Кедма». Поэтому неудивительно, что полной стандартизации так и не получилось. Машины отличались друг от друга смотровыми люками, крышей, формой амбразур и капота. Кроме того, при производстве бронеавтомобилей использовались шасси грузоподъемностью 1,5 и 3 тонны, которые также отличались друг от друга. Шасси могли быть не только полноприводными, но и заднеприводными.
Импровизированный броневик на базе Chevrolet G-7117. Выглядит он как вполне заводское изделие
Помимо канадских грузовиков, в Палестине оказались и полноприводные грузовые машины американского производства. Благодаря связям членов Хаганы в США еще с 1947 года начались закупки грузовых автомобилей, которые с военного времени в большим количестве хранились на американских складах. Одной из таких моделей стал Chevrolet G-7117, стандартный американский армейский автомобиль грузоподъемностью 1,5 тонны. Закупались эти машины, разумеется, как обычные грузовики. Вряд ли американцам могло прийти в голову, что они, на самом деле, закупаются как шасси для броневиков. Между тем, в СССР шасси Chevrolet G-7117 использовалось в том числе и для установки систем залпового огня М-13. Подошло оно и для постройки «сэндвичей».
Эти машины получились гораздо более аккуратными, чем броневики на базе канадского Ford. Внешне эти «сэндвичи» чем-то напоминали американский Scout Car M3A1. Внутри ставились «рельсы» для пулеметных турелей, нередко на этой базе изготовлялись и самоходные минометы. Строились путем переделки Chevrolet G-7117 и другие варианты, больше напоминающие машины на канадских шасси. Судя по имеющейся информации, было построено не менее 13 таких броневиков.
Похожий по конструкции бронеавтомобиль на базе GMC CCKW-353
Еще раньше, с 1946 года, палестинскими евреями стали закупаться GMC CCKW-353, стандартные армейские машины грузоподъемностью 2,5 тонны. Самый массовый грузовик Второй мировой войны активно распродавался со складов любым странам, находящимся хотя бы в нейтральных отношениях с США.
Первые импровизированные броневики на этой базе строились еще силами кибуцев и локальных мастерских Хаганы. Какие-то машины имели только бронированные кабины с моторными отсеками. Существовали и «приманки», у которых сохранялся обычный, с виду кузов, хотя под тентом в реальности скрывалась бронированная капсула. Более поздние броневики отличались значительно более проработанной конструкцией и выглядели как вполне заводские изделия.
Разведывательно-ударный броневик на базе Dodge WC-52
Третьей платформой, прибывавшей из-за океана, стали легкие грузовые автомобили серии T214. Широко известные у нас как «Додж 3/4», эти машины имели 12 вариантов исполнения. Наиболее востребованными оказались Dodge WC-51 и WC-52. Изготовлявшиеся на их базе «сэндвичи» использовались в основном как легкие многоцелевые броневики.
В отличие от описанных ранее машин, в этом случае базовой версией стал не бронетранспортер, а разведывательно-ударный вариант. В отличие от бронетранспортера, у этого автомобиля ставилась башня, в которой монтировался ручной пулемет. По иронии судьбы, здесь, как правило, устанавливались немецкие MG 34 либо MG 42. Производство таких броневиков началось в мае 1948 года, когда английские запреты уже перестали действовать.
Броня первой волны
Запуск программы «сэндвичей» оказался крайне своевременным. С января 1948 года в Палестине начались по-настоящему масштабные боевые действия. 25 января Хагана объявила общую мобилизацию. Английские войска старались не вмешиваться в конфликт, лишь в самых сложных ситуация разнимая противоборствующие стороны.
В конце марта силы Хаганы понесли тяжелые потери. По итогам одного из сражений они были вынуждены отдать арабам все 19 бронемашин, которые имели на тот момент. У мастерских, которые занимались изготовлением броневиков, прибавилось работы. Появились новые варианты броневиков, в том числе и на базе канадских Ford. Эти машины имели бронирование кабин и капотов, они предназначались для снабжения осажденных поселений. Также строились «прорыватели блокад», оснащенные таранами.
Подбитый арабами броневик, который шел в одном из конвоев
10 марта был принят план «Далет». Согласно ему, Хагана по окончанию британского мандата превращалась в полноценную армию. Кроме того, от обороны и акций возмездия было решено перейти к наступлению, начавшемуся с 3 апреля. Импровизированные броневики принимались в этих боевых действиях самое активное участие. Продолжали они использоваться и при сопровождении конвоев. Среди машин из конвоя, шедшего в больницу Хадасса 13 апреля, были и «сэндвичи».
Еще интенсивнее импровизированные броневики стали использоваться после 14 мая, когда была провозглашена независимость Израиля. На следующий день после того, как Бен-Гурион объявил о независимости, на территорию Палестины вступили войска соседних арабских государств. В тот же день истек срок Британского мандата в Палестине, и теперь уже противоборствующие стороны даже формально никто не сдерживал.
Прорыватель блокады на базе 3-тонного канадского Ford. Таранами разрушались выставлявшиеся заграждения
Могло показаться, что судьба новообразованного государства предрешена. Армии противников Израиля были лучше вооружены, у них имелись танки, броневики, артиллерия и авиация. Но на практике все оказалось совсем не так. На стороне оборонявшихся находилось немало тех, кто имел боевой опыт, в том числе и в армиях других государств. С конца мая в Израиль из Чехословакии с согласия СССР стало поступать вооружение. Именно в этих поставках были те самые немецкие пулеметы, которые установили на броневики, строившиеся из Dodge WC-51. В мастерских началось изготовление самодельных противотанковых средств.
Наконец, сами арабы оказались еще теми вояками. Мало того, что координация между союзниками оставляла желать лучшего, так и зачастую более совершенное, чем у израильтян вооружение им не помогало. Арсенал ЦАХАЛ, в который 31 мая 1948 года преобразовали Хагану, уже в первый месяц войны значительно пополнился за счет трофеев.
«Сэндвич» на параде в Тель-Авиве, июль 1955 года. Подобные машины прослужили дольше всех
Производство «сэндвичей» прекратилось в мае 1948 года. Несмотря на ограниченную эффективность и все проблемы, которые присущи импровизированным образцам бронетехники, они сыграли очень важную роль. При помощи этих машин эвакуировали жителей атакованных поселений, на них перевозили продовольствие, они же применялись как средства перевозки десанта.
По мере решения проблем с бронелистами слоеная броня, имевшая недостатки, заменялась на новых броневиках на полноценную броню. Поздние творения Джо Крейдена уже сложно назвать импровизированными. Эти машины, по уровню исполнения не уступавшие «заводским» броневикам, надолго задержались в частях ЦАХАЛ. Особенно это касается бронемашин на базе GMC CCKW-353. В качестве бронетранспортеров они использовались до конца 60-х годов. Что же касается ранних «сэндвичей», то они в немалом количестве сохранились на территории Израиля в качестве памятников и музейных экспонатов.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий