Статья расскажет о торговых отношениях в Московском гсоударстве с иностранцами в XVI – XVII вв.
В XVI – XVII вв. Федор Иванович продолжил сотрудничество с компанией, о которой шла речь в статье «Московская компания при Иване IV».
В 1587 г при Федоре Ивановиче привилегии англичанам были восстановлены почти в прежнем объеме. За ними была вновь признана свобода от тамги, судовых сборов и головщины. Они только утратили право розничной торговли и монополию на провоз товаров северным морским путем через Архангельск.
Однако и после этого Московская компания продолжала пользоваться исключительными привилегиями, которых другие нации были лишены. Только англичане могли беспошлинно торговать, проживать в любых городах, торговать через Россию со странами Востока. Голландцам и французам дозволялось торговать в любых городах, но с уплатой половинной пошлины. Впрочем, пошлинное обложение в ХVI в. было сравнительно невысоким. Таможенная пошлина с иностранных товаров составляла 2% (4 деньги) с цены товара; сверх того, правда, взималось осмничее, весчее, судовое и пр.
Важно отметить, что привилегия распространялись исключительно на Московскую компанию. Конкурирующие с ней английские общества (в их состав зачастую входили бывшие агенты и приказчики компании) действовали как бы незаконно.
Представители Московской компании требовали от русских властей применения в отношении конкурирующих с ней соотечественников соответствующих санкций, выдачи «контрабандистов» для препровождения в Англию. Русское правительство на эти просьбы реагировало вяло. Привилегия царя Бориса, данная компании в 1598 г., подобно предыдущим, не содержала никакого запрещения для этих лиц торговать в России, как ни добивалась этого компания.
Пережив «смутное время» (конец ХVI в. — 1613 г.), Россия возобновила политику поощрения торговли с иностранцами в Архангельске. В 1614 г. компании были снова предоставлены большие льготы. С этого времени англичане снова могли беспошлинно, а голландцы с малой пошлиной торговать в Архангельске и других русских городах. Царь Михаил Федорович, при примеру царя Федора и царя Бориса, предоставлял «аглинским гостем сер Томасу Смиту Книхту с товарищи ходити к Москве и в нашу отчину в Великий Новгород и во Псков и все наши государства с товаром торговати беспошлинно... для великого государя брата нашего любительного Якуба (Якова) короля любви».
Им разрешено по-прежнему «товар свои предавати на Колмогорах и на Двине и на Вологде и в Ярославле», причем подробно перечисляются всякие пошлины (замытные, свальные, проезжие, судовые, с голов и с мостовщины, с явки и с перевозов), которых «имати есмя не велели». По всей видимости эта пошлина не была слишком обременительной для голландцев. Обложение торговли при Михаиле Федоровиче производилось на тех же основаниях, что и в предшествующее время. Размеры таможенных сборов были приблизительно такими же, как и в конце ХVI в.
В донесении 1618 г. нидерландского резидента Исаака Массы указывалось, что в этом году голландские купцы заплатили с купленных и проданных товаров пошлины в размере не более 2%.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что до 1667 г. каких-либо общих норм, определявших условия торговли с иностранцами в масштабах всего государства просто не существовало. Как бы то ни было, но торговля в ХVII в. действительно оживилась. В государстве появилось много иностранной серебряной монеты (именно среднеевропейских талеров, которые назывались «ефимками» и ходили по полтине).
Но все главные выгоды от этой торговли оказались на стороне иностранцев; они забрали в свои руки внутреннюю московскую торговлю и так затеснили русских купцов, что те не переставали горько жаловаться и просить о том, чтобы иностранцев удалили из государства. Однако государь не мог удовлетворить таких просьб. Необходимость заставляла его постоянно прибегать к иноземцам.
Вы можете задать Ваш вопрос, отправив его на адрес электронной почты:
Источник