суббота, 15 июля 2017 г.

Таврели - русские шахматы

«Русские шахматы лишь поверхностно напоминают традиционные (индийские), поскольку возможность создавать ударную силу, формируя башни, в корне меняет суть стратегии и тактики игры».


Кто слышал о такой игре? Я вот слыша даже про шахматы, в которые надо играть втроем и даже про Четверные шахматы с крепостями, а про эту игру узнал только сейчас.

Суть этой игры в том, что фигуры не рубятся а берутся в плен (строятся башни), башня передвигается по верхней таврели. Вот что писал об этой игре многократный чемпион мира по шахматам, вице-президент Федерации по русским шахматам Анатолий Карпов:

"Русские шахматы лишь поверхностно напоминают традиционные (индийские) шахматы, поскольку возможность создавать ударную силу, формируя башни, в корне меняет суть стратегии и тактики игры. Насколько я могу судить, таврели на порядок сложнее индийских шахмат по набору различных приемов. Эта игра очень динамична, ведь ратники (пешки) приобретают сокрушительную силу, когда на них становятся более сильные фигуры. Практически в один ход скромный ратник может возвыситься до всемогущего князя (ферзя)."


Давайте узнаем историю, правила игры и как обстоят дела с ней сейчас ...


История русских шахмат, которые назывались таврелями (от "тавро" - клеймо, изображение), уходит корнями в глубокую древность, во времена дохристианской Руси и переплетается с мифологией, верованиями и прикладным искусством древних славян.

По данным Института археологии Академии наук, за две с половиной тысячи лет до Р.Х. Русскую равнину населяли племена так называемой "катакомбной культуры". Кроме останков человека и животных, различных каменных, глиняных и бронзовых предметов, в многочисленных захоронениях в бассейне реки Северный Донец найдены самые настоящие игральные кости в виде кубиков и ромбиков с непонятными цифрами и значками на гранях, разноцветный галечник и большие камни, расчерченные в клетку. Фрагменты шахматно-шашечных игр неоднократно обнаруживали в скифских курганах Приазовья, в этрусских могильниках, венедских и варяжских захоронениях по берегам южного побережья Балтийского моря. Что касается "чисто русского шахматного чуда", то можно указать на результаты многочисленных раскопок в Новгородских землях, а также на Черниговщине, где было найдено множество прекрасных изделий для игры в таврели, датированных IX - X в. Упоминание об этой игре встречается в былинах о Владимире Красном Солнышке и Садко. Славяне Антии уже в IV в. умели играть в столбовые шашки - ближайшие родственники таврелей.

Подтверждением того, что эта игра была широко распространена у наших предков, является находка в черте Старой Рязани. Город впервые упоминается в летописи 1095 г. Старая Рязань стояла на возвышенном правом берегу реки Оки. С конца XI - начала XII в. она ведет борьбу с владимирскими князьями за преобладание в Северо-Восточной Руси. Экспедиция Института Археологии АН 1969 г. при раскопках остатков сгоревшей в 1237 г. постройки хозяйственного значения, неподалеку от кладовых (хозяйственных ям) обнаружила две круглые костяные пластинки, на одной из которых просматривалось изображение воина. Плоский костяной кружок, на одной стороне которого вырезан образ русича со щитом и мечом, назван археологами "изобразительным королем". Второй кружок был абсолютно таких же размеров и прекрасно держался на поверхности своего собрата.

"...И были киммерийцы, кимров сменили венеды и сколоты, потом пришли скифы, за ними сарматы, наконец, готы..." Все эти народы - наследники некогда единой ведической культуры Легендарного Семиречья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что русы - потомки Богумила и Ария - владели секретами удивительных игр. Можно предположить, что прадеды шахмат и шашек имели военный и магический подтекст. Как руны со временем переродились в домино, так и алтарь ведических жрецов стал игровым полем, а языческие изображения богов - фигурами. С крещением Руси, когда наш народ обратился к истинному Богу, отбросив идолов, игру стали постепенно забывать, так как шахматы были связаны с языческими верованиями, вдобавок в это время церковь не очень поощряла игры. Полное их забвение произошло в эпоху Петра I, распространившего в России модную в Европе игру - индийские (классические) шахматы.

Современность

Возрождение интереса к этой древней игре связано с усилиями группы энтузиастов Московского Дворянского собрания и Фонда поддержки творческой личности. В 1996 г. Государственная комиссия по подготовке празднования 850-летия основания Москвы под председательством мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова поддержала проект возрождения русских шахмат и включила международный турнир "Московские таврели" в официальную программу празднования. В том же году состоялся первый чемпионат России.
В 1997 г. Министерством юстиции РФ зарегистрированы Межрегиональная и Международная Федерации по русским шахматам.

Основные правила игры:

Игра ведётся на обычной шахматной доске 8×8. Название таврелей в русских шахматах отличается от принятых, однако состав фигур и правила их передвижения практически полностью одинаковы.

Правила передвижения таврелей, включая рокировку и взятие на проходе, а также цель игры — мат, соответствуют обычным шахматам.

Фигуры передвигаются по классическим шахматным правилам как по одиночке, так и в башне (башня ходит по правилам верхней таврели).

Все таврели могут при своем ходе ставиться на другие таврели (свои или партнера), образуя башни, за исключением волхва (читай ниже). За один ход башня может быть перемещена как полностью, так и разделившись на две части. При разделении башни - обе ее части ходят одновременно. Деление башни можно производить в любой пропорции.

Волхв Король


Фигура Волхв соответствует королю. Главная фигура на поле. Передвигается по доске по классическим правилам: на одну клетку по горизонтали, вертикали или диагонали.
Волхв может образовать башню, если она конечно не под ударом фигур противника, но другие фигуры образовать с ним башню не могут, то есть на него сверху вставать нельзя ни своим, ни чужим.

Князь Ферзь


Князь в русских шахматах соответствует Ферзю в классических. Принцип передвижения тот же. Может сам организовывать башни, а также быть взят в плен противником. Князь является самой сильной фигурой в Таврели, пока в игру не вступает Хелги.

Ратоборец Ладья


Ратоборец соответствует ладье в шахматах. Передвигается так же только по горизонтали или вертикали на любое количество клеток. Перепрыгивать через фигуры не может, но может становится на них сверху, тем самым образуя башню, которая будет ходить по его правилам.
Участвует в рокировке.

Лучник Слон


Лучник, он же слон в классике. Передвигается только по диагоналям. Один лучник - только по черным, другой - только по белым. Может организовывать башни и быть взят в плен.

Всадник Конь


Всадник соответствует коню в обычных шахматах. Так же как и конь, таврель может перепрыгивать через другие фигуры.

Ратник Пешка


Таврель ратник соответствует пешке. Ходит только вперед на одну клетку. Если же поле занято своей таврелей, может организовать с ней башню, встав на нее сверху. Брать в плен чужие таврели может только, также как и пешка в классике, наискосок.

Из исходного положения также может ходить сразу на две клетки вперед. В русских шахматах, также как и в традиционных, существует понятие - взятие на проходе.Отличие ратника от пешки происходит, rогда ратник достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции. В классике пешка становится дамкой, а в русских шахматах, таврель переворачивается и превращается в ту таврель, перед которой он стоял в исходной позиции. Этот символ изображен на его нижней и боковой поверхности. Ратник, достигший самой дальней горизонтали в составе башни, не может быть превращен, если на нем сверху стоит другая таврель.Если на перевернутого ратника ставится своя таврель или таврель противника, то фигура опять становится опять обычным ратником.

Ратник, стоящий в исходном положении перед волхвом, при описанных выше условиях превращается в хелги.

Хельги


Хельги - фигура в русских шахматах аналога, которого нет в традиционных шахматных играх. Хельги может стать только ратник, стоящий перед волхвом и впоследствии достигший последней горизонтали. Это самая сильная фигура в Таврели. Ходить может не только как Князь (Ферзь), но еще и как Всадник (Конь). Одной такой фигурой можно поставить мат Волхву (Королю).

Играть в игру он-лайн

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий