Новое - это хорошо забытое старое - наверняка вы слышали эту известную фразу. Не могу сказать, что она применима ко всему старому, но к той теме, о которой я сегодня расскажу она вполне подходит.
В советские времена в школах (в основном в сельских) существовала программа трудового воспитания на базе учебно-производственных бригад. Детей приучали к труду - сперва выращивать что-то на пришкольных участках, а потом и к работе в поле, чтобы школьники имели не только представление о том, что такое труд, но и чтобы сформировать у них положительную мотивацию к труду.
Конечно, школьники не работали как взрослые рабочие, они трудились в свободное от учебы время весной и летом, но такие бригады помогали им ценить труд и решиться на выбор будущей профессии. Такая форма труда - учебно-производственные бригады, была очень востребована, позволяла организовать детей. К тому же они не только выращивали фрукты и овощи для школьного стола, но и зарабатывали.
С распадом Советского союза такая практика была забыта во многих селениях. Однако в некоторых осталась, и учебно-производственные бригады вполне органично вписались в реалии современных сельских школ.
Для того, чтобы выяснить как это работает, я с бригадой труженников клавишного труда отправился в Белгородскую область. Первый пункт назначения - село Шелаево Валуйского района. Здесь живет около 3 тыс. человек и всего одна школа, зато образцовая.
При входе в здание, стены усеяны всевозможными наградами учащихся школы за победы в спортивных соревнованиях.
Во дворе есть даже парковка для велосипедов.
Есть даже шахматы.
И такой облагороженный участок.
О том, насколько важна трудовая практика в этой школе говорит стенд, висящий в холле. УПБ возникла здесь 60 лет назад, и на данный момент является полностью самостоятельной в плане самофинансирования и хозрасчета.
У бригады есть свое поле в 26 гектар, где выращиваются все эти культуры. Количество выращиваемого исчисляется тоннами, а в прошлом году школьники заработали 220тыс. рублей. В данный момент поле находится под паром, потому мы туда не поедем.
Трудно назвать детьми членов учебно-производственной бригады, которые чуть ли не на голову выше нас). Кстати, зарплата школьников составляет 7500 в месяц. Никого работать не принуждают, участие в бригадах на добровольной основе.
А это пришкольный участок, где школьники УПБ ухаживают за своими деревьями.
А также учатся выращивать овощи и зелень.
Это кстати гречиха, первый раз увидел вживую, если не знаешь, то ни за что не догадаешься.
Слева бывший директор школы Подерягин Василий Савельевич, который, который застал работу УПБ в советские времена, и благодаря которому она сохранилась в наше время. Справа председатель колхоза, бывший бригадир и выпускник школы.
В следующем нашем пункте, селе Афанасьевка, Алексеевского района нас встречали с хлебом солью и песнями. Это было внезапно, необычно и приятно.
Нас встретил директор школы и руководитель УПБ Сапелкин Николай Тимофеевич. Приятная девушка рядом с ним является бригадиром!
У школы есть своя техника на которой учатся работать в поле школьники.
Здесь же есть возможность бесплатно отучиться и получить права категории В и С и отучиться на механизатора.
В этот раз у нас получилось увидеть школьное поле, где УПБ выращивает подсолнечник. И это кстати, не единственное поле, где школьники выращивают сельхозкультуры.
На следующем поле выращивается пшеница.
А на третьем кукуруза.
За рулем трактора ученик школы, который пропалывает грядки. Чуть более 20га, на которых УПБ выращивает культуры являются собственностью школы, остальные поля находятся в долгосрочной аренде. Урожай исчисляется десятками тонн.
Учебно производственная бригада не просто выращивает сельхозкультуры, но и проводит опыты по выращиванию новых сортов и гибридов. Излишки продукции реализуются среди детских садов и школ Алексеевского района.
Следующий наш пункт - Ракитянский агротехнологический техникум. Здесь выпускники школ и бывшие члены УПБ учатся на востребованные сейчас рабочие профессии - зоотехников, механиков, водителей тракторов, комбайнов, электриков, поваров-кондитеров и даже на микробиологов.
Во времена моей университетской юности было престижным идти учиться на юриста и экономиста. В результате большая половина выпускников осталась ни с чем - рынку труда не нужно было столько адвокатов/прокуроров и бухгалтеров. А сейчас существует дефицит специалистов рабочих профессий, и хорошие специалисты зарабатывают достойно.
Как нам сказали, недостатка в студентах нет. Молодежь понимает перспективность таких специальностей, потому стремится приобрести нужные знания. К тому же техникум сотрудничает с агрохолдингом " Белгранкорм", куда после учебы трудоустраиваются лучшие выпускники.
Особое внимание в техникуме уделяется дуальному образованию, при котором теоретическая часть подготовки будущих специалистов проходит на базе образовательной организации (в нашем случае техникума), а практическая — на рабочем месте.
Местные предприятия "заказывают" техникуму определенное количество специалистов, а также принимают участие в составлении учебной программы. Студенты при дуальном обучении совмещают учебу с практикой на предприятии.
Оборудование для выращивания птицы, на котором учатся студенты.
Такое образование сейчас активно внедряется не только в Белгородской области, но в некоторых соседних регионах. Дуальное обучение поддерживается министерством образования не только для общего обучения школьников по специальностям, но и для знакомства их с потенциальными работодателями.
На предприятиях у студентов есть наставники, которые помогают получить нужный опыт еще до окончания учебы, то есть при поступлении на работу предприятие получает уже полноценного специалиста.
А в этом кабинете учат водить спецтехнику. Трактора John Deere.
И Камазы.
Здесь учат механиков.
А здесь электриков, очень нужная профессия. Хороший электрик сейчас редкость.
И микробиологи.
Во дворе техникума небольшой автомобильный музей.
И последний наш пункт - Борисовский завод мостовых металлоконструкций имени В.А. Скляренко, который сейчас выполняет заказ для Крымского моста. Здесь проходят практику студенты Борисовского агромеханического теникума.
Дуальное обучение здесь тоже давно практикуется.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий