Без построек русского и советского архитектора, заслуженного архитектора СССР, академика архитектуры, лауреата четырёх Сталинских премий Алексея Щусева сложно представить Москву.
Алексей Щусев родился 8 октября 1873 г. в Кишинёве в небогатой дворянской семье. В петербургской Академии Художеств, где он получал образование, его прозвали "кишинёвским конокрадом" — за темперамент и южное происхождение. Уже будучи студентом, Щусев проявил свои незаурядные способности к действию. Так, узнав из газеты о смерти одного из генералов, начинающий архитектор незамедлительно явился к вдове с готовым эскизом надгробия и убедил её, что именно этот памятник должен венчать могилу покойного супруга.
Щусев был лучшим на курсе и окончил Академию с золотой медалью. Честолюбивый юноша сразу же поставил для себя высокую планку. Он не пошёл в подмастерья даже к известным архитекторам, он хотел заниматься только самостоятельными работами. Свой первый заказ, благодаря помощи бывшего преподавателя, Щусев получил из церкви. Затем последовал следующий, тоже церковный…Зодчий восстанавливает старинные соборы, строит часовни, пишет иконостасы и вскоре становится официальным архитектором Святейшего Синода.
Первой крупной работой Щусева в Москве стала Марфо-Мариинская обитель (Большая Ордынка, 34). В 1909 году к тогда уже известному архитектору Щусеву обратилась княгиня Елизавета Фёдоровна, вдова убитого террористами генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича.
После смерти мужа, распродав все свои драгоценности, княгиня купила в центре города усадьбу, где учредила обитель милосердия – монастырь, благотворительное и медицинское учреждение.
Щусеву было доверено строительство храма, который освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Над внутренним убранством собора работал хороший друг Щусева, известный художник Михаил Нестеров.
Следующим творением стало проектирование и строительство Казанского вокзала, с небывалой по тем временам сметой в 3 млн. рублей (золотом!!!). В конкурсе на возведение нового сооружения Щусев обошел самого Фёдора Шехтеля, крупнейшего русского и европейского зодчего (повелителя стиля модерн).
Над строительством Казанского вокзала он работал с 1914 до 1926 года, в весьма не простое время. Вокзал - нужный объект при любой власти, поэтому он сразу был признан новой советской властью, как действующий архитектор, строящий нужные стране и народному хозяйству сооружения. Строительство вокзала завершилось лишь в 1940-м году. Его проект был частично переработан и упрощён, многие планы Щусева остались неосуществлёнными.
Несмотря на богатое и разнообразное наследие архитектора Щусева, большинство обывателей знают его как "человека, построившего Мавзолей". Январской ночью 1924 года за Щусевым приехали сотрудники НКВД, подумать можно было только об аресте. Но поехали не на Лубянку, а в Дом Союзов на Большую Дмитровку, где проходило срочное совещание по случаю смерти Ленина. Зодчему поручили построить временный Мавзолей для тела вождя в рекордный трех-четырехдневный срок. За несколько часов архитектор создал целую серию эскизов, а к утру один из них был утвержден. Несмотря на сильные морозы, деревянный Мавзолей возвели за четыре дня.
Он простоял недолго, до весны 1924 года, когда потепление и оттаявшая почва дали возможность продолжить масштабные строительные работы. Второй вариант усыпальницы тоже был деревянным, но был дополнен новыми деталями: по бокам основной конструкции смонтировали трибуны, а тело вождя поместили в саркофаг.
Когда о возможном захоронении тела Ильича уже не могло быть и речи, для него решено было строить каменное надёжное сооружение. На проект постоянной усыпальницы в стране был объявлен конкурс (больше формальный), что-бы поддержать в народе нужные власти настроения. В действительности же, первенство в проектировании негласно было оставлено за Щусевым. Сам Алексей Щусев так объяснял свое творение: "Ленин умер, но дело его живёт" - этот лозунг, провозглашённый партией после смерти Владимира Ильича, помог мне найти архитектурный образ Мавзолея. Я создал композицию ступенчатого памятника-трибуны". У архитектора получилось гениальное изобретение: гробница, памятник, музей одного экспоната и трибуна для выступлений одновременно. Возведена каменная усыпальница была в 1930 году, её после незначительных реконструкций мы видим и сейчас.
Строительство административного здания для народного комиссариата земледелия (Здание Наркомзема в Москве (Садово-Спасская ул., 11/1)) началось в 1928 году, хотя сам комиссариат официально был учреждён только в 1929. Дом Наркомзема считается одним из наиболее масштабных и значительных общественных сооружений Москвы конца 20-х - начала 30-х годов.
Следующая масштабная постройка зодчего - строительство первого советского пятизвездочного отеля. Первоначально над проектом гостиницы "Москва" на Манежной площади работали молодые архитекторы Савельев и Стапран, бывшие сотрудниками мастерской "Моспроект-2", которой руководил Щусев. Здание гостиницы было решено в духе конструктивизма, строительные работы уже шли, но внезапно авангардный стиль был объявлен буржуазным и нежелательным. Руководство страны принимает решение изменить облик здания, приблизив его к классическому. Разработать проект поручают Щусеву, тот соглашается, оставив Савельева и Стапрана на вторых ролях.
Обиженные зодчие поступают в духе времени, опубликовав в "Правде" разгромную статью, больше похожую на донос. Молодые архитекторы обвинили мэтра в "подлоге", "присвоении чужих проектов", "контрреволюционных настроениях". Щусева с перепугу тут же исключили из Союза архитекторов, он лишился своей должности в "Моспроекте". Но тут архитектору повезло, его пригласили работать в проектный институт в Академию наук. С 1937 и до 1949 года Щусев спроектировал и построил множество сооружений именно для Академии наук: жилой дом, ряд ведомственных институтов на Ленинском проспекте в Москве, несколько обсерваторий под Киевом. Полукруглый дом на Ростовской набережной. Этот помогло пережить тяжелое время и, возможно, избежать настоящих репрессий.
Последним выдающимся творением Щусева в Москве стал вестибюль станции "Комсомольская" на кольцевой линии. Открыта "Комсомольская" была в 1952 году. Правда, до окончания строительства станции архитектор не дожил, умерев в возрасте 75 лет.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий