![Советский вездеход, который переживет апокалипсис Советский вездеход, который переживет апокалипсис](https://mtdata.ru/u4/photoE9E2/20117127739-0/original.jpg#20117127739)
Революционный вездеход с кодовым названием "изделие 404° C" был создан не случайно. Правительственный заказ на транспортное средство для передвижения в полярных условиях инициировал Институт Арктики.
В первой антарктической экспедиции в 1955 году использовались трактора ЧТЗ и тяжелые артиллерийские тягачи АТ-Т, которые впоследствии оснастили более мощными моторами и специальными гусеницами.
![Советский вездеход, который переживет апокалипсис Советский вездеход, который переживет апокалипсис](https://mtdata.ru/u3/photo2954/20786346286-0/original.jpg#20786346286)
![Советский вездеход, который переживет апокалипсис Советский вездеход, который переживет апокалипсис](https://mtdata.ru/u4/photo89A2/20340200588-0/original.jpg#20340200588)
![Советский вездеход, который переживет апокалипсис Советский вездеход, который переживет апокалипсис](https://mtdata.ru/u1/photo1C78/20009419135-0/original.jpg#20009419135)
![Советский вездеход, который переживет апокалипсис Советский вездеход, который переживет апокалипсис](https://mtdata.ru/u1/photo4D6F/20678637682-0/original.jpg#20678637682)
![Советский вездеход, который переживет апокалипсис Советский вездеход, который переживет апокалипсис](https://mtdata.ru/u4/photo4980/20901710531-0/original.jpg#20901710531)
Вездеход "Харьковчанка"
![Советский вездеход, который переживет апокалипсис Советский вездеход, который переживет апокалипсис](https://mtdata.ru/u4/photoE283/20570929078-0/original.jpg#20570929078)
Но в результате стало ясно, что имеющиеся транспортные средства не справляются с поставленными задачами, и за дело взялись завод транспортного машиностроения им. В. А. Малышева совместно с Харьковским авиазаводом. Авиазавод должен был спроектировать кузов, а машиностроители – ходовую платформу, на которую он будет поставлен.
![Советский вездеход, который переживет апокалипсис Советский вездеход, который переживет апокалипсис](https://mtdata.ru/u1/photoED8C/20463220474-0/original.jpg#20463220474)
Артиллерийский тягач АТ-Т
За основу был взят все тот же тягач АТ-Т, построенный на агрегатах танка Т-54. Гусеницы сделали длиннее на два катка и шире, чтобы уменьшить удельное давление на поверхность.
Кабина вагонного типа из дюралюминия получила восьмислойную теплоизоляцию. На пространстве площадью 28 квадратных метров и высотой более 2 метров разместились позиции водителя и штурмана, 8 спальных мест, санузел и камбуз, отопитель и радиостанция. Особенностью конструкции стало то, что доступ к двигателю осуществлялся из салона, чтобы ремонт и обслуживание можно было производить не выходя из теплого помещения.
![Советский вездеход, который переживет апокалипсис Советский вездеход, который переживет апокалипсис](https://mtdata.ru/u3/photoADDA/20017074776-0/original.jpg#20017074776)
Впоследствии это, казалось бы удачное решение, показало себя не с лучшей стороны – полностью изолировать кабину не удалось, экипаж постоянно был вынужден дышать выхлопными газами.
Вездеходы были созданы всего за три месяца, как и предполагалось по заказу. Название "Харьковчанка" они получили по местонахождению предприятий-разработчиков. Пять вездеходов отправились в Калининград, их погрузили на борт морского судна, которое отправилось к стартовой точке экспедиции.
![Советский вездеход, который переживет апокалипсис Советский вездеход, который переживет апокалипсис](https://mtdata.ru/u1/photoDA69/20240147625-0/original.jpg#20240147625)
Вездеход "Харьковчанка"
В движение "Харьковчанка" приводится 520-сильным дизельным мотором, который позволяет тащить собственные 35 тонн и прицеп массой до 70 тонн. Буксировка тяжелых объектов крайне необходима в арктическом походе, когда весь запас топлива приходится везти с собой.
![Советский вездеход, который переживет апокалипсис Советский вездеход, который переживет апокалипсис](https://mtdata.ru/u4/photo3F37/20909366172-0/original.jpg#20909366172)
10 февраля 1959 года стартовала экспедиция от станции "Мирный" к Южному полюсу. Маршрут протяженностью 2 700 километров был успешно преодолен за полтора месяца.
В 1974 году поступил новый заказ от полярников, и были сделаны еще пять вездеходов, прошедших серьезную модернизацию. Их назвали "Харьковчанка-2".
![Советский вездеход, который переживет апокалипсис Советский вездеход, который переживет апокалипсис](https://mtdata.ru/u4/photoF0FF/20355511870-0/original.jpg#20355511870)
Вездеход "Харьковчанка-2"
Главные изменения получил жилой модуль – кабина стала отдельной, доступ к мотору из жилого отсека ликвидирован. Это позволило избавиться от выхлопных газов в "жилом помещении" и значительно улучшить теплоизоляцию – температура в жилом блоке при полном отсутствии отопления падала всего на один-два градуса в сутки. Вездеходы как первого, так и второго поколения до сих пор несут службу у полярников.
![Советский вездеход, который переживет апокалипсис Советский вездеход, который переживет апокалипсис](https://mtdata.ru/u4/photo8DFD/20247803266-0/original.jpg#20247803266)
В 1980-е годы стартовал проект "Харьковчанка-3", подразумевавший новое совершенствование вездеходов, но с развалом Союза он был закрыт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий