Рижская автобусная фабрика не являлась огромным предприятием по выпуску автомобилей, как тот же завод в Тольятти. Но в свое время это было успешное производство, с конвейера которого сходили популярные и массовые микроавтобусы "Латвия". Сегодня мы вкратце расскажем об истории создания и судьбе неизвестного широкой публике РАФа, микроавтобуса с современным дизайном кузова, хорошими эксплуатационными данными и перспективой роста. Но стать серийной, массовой моделью этой машине так и не удалось.
В годы перестройки в Советском Союзе наметился устойчивый спад во многих отраслях промышленности. Производство автомобилей не было исключением. Снижение качества выпускаемых в Латвии микроавтобусов привело к отставке руководства завода. В 1987 году трудовой коллектив выбрал новым директором Виктора Боссерта.
Новый руководитель прежде всего уделил особое внимание новым разработкам конструкторов. В то время два опытных образца РАФ-22038-30 успешно прошли заводские испытания. Два микроавтобуса отправились в пробег до Владивостока. Машины вернулись домой практически без нареканий. В серию удалось запустить лишь версию РАФ 22038-02. Однако время требовало революционных идей и решений.
Новые разработки велись при участии знаменитой в то время английской фирмы "Интернейшенл аутомотив дизайн". Кроме того, Виктор Боссерт организовал всесоюзный конкурс на дизайн микроавтобуса. Участвовали специалисты нескольких советских заводов, в итоге образ новой машины РАФ М-1 "Роксана" был создан в Риге. Первоначально планировали машину с передним приводом, но остановились все же на классической компоновке. Уже осенью 1991-го концепт был показан английской публике, а в следующем году опытный микроавтобус с успехом появился на выставке "Автотехника" в Москве. Как и всякая новая разработка, модель нуждалась в доводке и подготовке к серии. Но найти хорошего инвестора или заинтересованную фирму не удалось.
Тем не менее конструкторские работы по поиску новых решений продолжались. Новым проектом под обозначением РАФ-М2 "Стилс" руководил заместитель главного конструктора Роман Попов. "Стилс" в переводе с латышского означает "стиль". Дизайн "стильного" микроавтобуса был разработан Сергеем Галактионовым, работавшим в НАМИ, а полноразмерный макет создали на ЗАЗе, с которым у РАФа были крепкие связи.
Галактионов разработал эскизные предложения по многим вариантам исполнения кузова будущего микроавтобуса: пикап, фургон, многочисленные специальные типы кузова для спецслужб и скорой помощи. Так могла появиться целая линейка машин РАФ с многочисленными версиями исполнения.
Микроавтобус имел передний привод, в движение его должен был приводить мотор ЗМЗ-406. Передняя подвеска двухрычажная - такое решение появилось из-за того, что высокие стойки в бескапотном кузове просто не помещались. Задняя подвеска по конструкции практически повторяла "Москвич-2141". Конструкторы предполагали, что в будущем возможна установка и пневматической подвески. А вот рулевое управление на первый образец поставили от Mercedes-Benz.
В 1993 году машина поступила на испытания. Полноценные заводские дорожные испытания провести не удалось - не хватало специалистов, которые в то время массово покидали завод. Но испытания кузова на прочность на специальном стенде дали неплохие результаты.
Конструкторы очень старались довести "Стилс" хотя бы до мелкосерийного производства. Для этого специалисты завода отправлялись в многочисленные командировки на автозаводы бывшего СССР, искали работающие производства по электрооборудованию, коробкам передач, автомобильным стеклам. Предполагалось выпускать "Стилс" в цехе малых серий, заодно с грузовиками и спецмашинами на базе РАФ-22038.
Часто опытную машину отправляли на всевозможные выставки. Пресса тогда высоко отзывалась о микроавтобусе со стильным дизайном кузова. Но стать хотя бы мелкосерийным автомобилю было не суждено. Делать его целиком в Латвии было невозможно. Ко всему прочему, на авторынок в огромных количествах стали поступать зарубежные микроавтобусы других фирм и производителей - история "Стилса" была закончена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий