В связи с этим возникают вопросы, ответов на которые никто не дает
22 июня Госдума намерена принять во втором и в третьем чтении т.н. «антитеррористический пакет». Если третье чтение перенесут, сути дела это не меняет: пакет станет законом до конца последней сессии этого созыва, 24 июня, и вступит в силу уже 20 июля 2016 года.
В одном из входящих в пакет законопроектов предложено невиданное в постсоветской России лишение гражданства.
В одном из входящих в пакет законопроектов предложено невиданное в постсоветской России лишение гражданства.
Чтобы обойти безусловный конституционный запрет, была придумана иезуитская формула. В законе «О гражданстве…» появится новая статья под названием «Выход из гражданства в форме совершения действия (утрата гражданства РФ в результате фактических действий)»: она объявляет «добровольно вышедшим из гражданства РФ» лицо, которое совершило террористическое преступление, караемое определенными статьями Уголовного кодекса, осуждено за это судом, а приговор вступил в законную силу.
Но нас больше интересует вторая группа «лиц», которые могут в одночасье лишится гражданства РФ - про них «дописали» ко второму чтению: это поступившие на военную службу, службу или работу в органы безопасности, спецслужбы, правоохранительные органы или суды любого иностранного государства, а также «без согласия полномочных органов РФ» осуществляющие деятельность в международных организациях (объединениях), в деятельности которых РФ не принимает участие».
Спасти от потери гражданства РФ может лишь отсутствие у поступившего не на ту работу другого гражданства - или «гарантии» его приобретения.
Возникает как минимум несколько вопросов, ответов на которые нет.
Касается ли всё это россиян, проживающих в других странах с видом на жительство? Иными словами, является ли вид на жительство той самой гарантией приобретения другого гражданства, и если нет, то что именно ей является?
Касается ли эта норма, к примеру, многочисленных репатриантов в Израиле и их детей? У них наряду с израильским гражданством сохраняется и российское, а воинская обязанность в этой стране всеобщая, причем и для мужчин, и для женщин.
Как и кто будет отслеживать «нелояльное» трудоустройство за рубежом? Да и можно ли его достоверно отследить?
Как будет оформляться лишение «нелояльных» гражданства? Обычно все решения такого рода оформляются указами президента РФ.
Будут ли извещать «лишенцев» о том, что они больше не россияне, и как именно?
О каких международных организациях идет речь? Относятся ли к ним международные неправительственные организации, как предположили некоторые эксперты? Или речь идёт о межгосударственных организациях вроде ЕС, НАТО или ОПЕК?
Достаточно ли для того, чтобы лишиться российского гражданства, стать уборщицей в суде в Казахстане, секретарем в штаб-квартире НАТО или патрульным полицейским в Таллине?
И самое главное: как вообще всё это может помочь в борьбе с терроризмом?
Ответов в документе, который депутаты Госдумы вот-вот примут, нет. Но они примут.
20 июня на заседании профильного Комитета по безопасности и противодействию коррупции, который отвечал за подготовку законопроекта, эти естественные вопросы никто из депутатов не задавал - до начала заседания документов они просто не видели.
21 июня попытки «МК» получить разъяснения от Ирины Яровой («ЕР»), одного из официальных авторов пакета и поправки, которая потенциально может касаться судеб десятков тысяч соотечественников, проживающих за рубежами РФ (а они, между прочим, ещё и избиратели), не увенчались успехом: г-жа Яровая была очень занята, пообещав всё объяснить «потом».
Несколько других опрошенных депутатов знали меньше журналистов: они были уверены, что речь по-прежнему идёт о «террористах», и лишение гражданства грозит только тем, кто приобрёл его в качестве второго.
Принятый в первом чтении вариант действительно предполагал лишать гражданства признанных судом террористов, приобретших российское гражданство как второе, но ко второму чтению норма стала носить ВСЕОБЩИЙ характер, потому что та самая статья 6 Конституции объявляет гражданство РФ «единым и равным независимо от оснований приобретения», и гастарбайтер из Таджикистана, получивший российский паспорт в 40 лет, и коренной россиянин с рождения, пять поколений которого прожили в Рязани, как граждане РФ равны.
И в Комитете по конституционному законодательству, который обычно занимается всеми законопроектами, связанными с внесением изменений в закон «О гражданстве РФ», но, похоже, был отстранен от процесса согласований, формулировку про «поступивших на работу» не туда тоже прокомментировать не смогли…
Депутаты заняты подготовкой к выборам, у них «дембель», 22 июня в гости заедет президент, скажет добрые слова про конструктивную законотворческую работу.
Депутатам, по большому счёту, уже всё равно.
В заключении Правового управления Госдумы написано, что положение законопроекта, допускающее прекращение гражданства Российской Федерации без свободного волеизъявления гражданина, «не отвечает принципу соразмерности ограничения конституционного права на основании федерального закона». Думские юристы ссылаются на постановление Конституционного Суда от 2005 года, где говорится, что «в тех случаях, когда федеральный законодатель устанавливает ограничения конституционных прав и свобод… он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания».
Но что значат это мнение против покорного безразличия депутатов и воли Совета Безопасности РФ, в недрах которого писался «антитеррористический» пакет?
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий