Среди детских передач конца 90-х «Позвоните Кузе» стояла особняком. Во-первых, участвовать в ней, в отличие от «Зова джунглей» со «Звездным часом», можно было не вставая с дивана. Во-вторых, интернет тогда был недоступным, компьютеры считались роскошью, в лучшем случае у кого-то была Sega Mega Drive или PlayStation, и сам факт того, что можно позвонить в студию и пройти игру на глазах у всей страны, сносил башню похлеще любых откровений некстгена. «Канобу» вспомнил устройство шоу и проследил за судьбой Кузи в других странах.
Программу показывали по выходным на канале РТР, где-то между «Сам себе режиссер» и «Сто к одному». Дети звонили в студию, болтали с ведущими (два человека и нарисованный тролль по имени Кузя, которого озвучивал Дмитрий Полонский – голос кролика Квики из рекламы, доктора Кляйнера из Half-Life 2 и еще нескольких десятков персонажей) и выбирали для прохождения один из предложенных уровней. Для управления Кузей телефон переводился в тональный режим, и начиналась игра.
Победы и поражения показывали в прямом эфире, и те, кто просто смотрел программу по телевизору, как правило, вели себя в точности как диванные болельщики условного «Спартака»: всплескивали руками и кричали, что на месте игрока они бы точно не промахнулись
Победы и поражения показывали в прямом эфире, и те, кто просто смотрел программу по телевизору, как правило, вели себя в точности как диванные болельщики условного «Спартака»: всплескивали руками и кричали, что на месте игрока они бы точно не промахнулись
В идеале выбранный уровень нужно было пройти до конца. Тогда на экране появлялась злая волшебница Сцилла, похожая на Темную королеву из Battletoads, и три веревки. Две освобождали кузину семью и приносили игравшему приз, одна оставляла ни с чем. Победы и поражения показывали в прямом эфире, и те, кто просто смотрел программу по телевизору, как правило, вели себя в точности как диванные болельщики условного «Спартака»: всплескивали руками и кричали, что на месте игрока они бы точно не промахнулись.
Добраться до Сциллы, впрочем, было непросто, и в рамках одной передачи (за полчаса эфирного времени успевали дозвониться, как правило, несколько людей) решающей сцены могло не случиться вовсе. Чаще всего игроки тратили жизни еще до конца уровня, благо препятствий у Кузи было множество. В этапах, где тролль летал на самолете, нужно было обходить грозовые облака, на уровнях с дрезиной – вовремя переводить стрелки, а под водой нужно было следить не только за хищными рыбинами, но и уровнем кислорода. При этом большинство запомнило в основном этапы на сноуборде (там были адский снеговик и «хатки бобра Бункера») и темный лабиринт с черепами, пройти который нужно было прежде, чем его затопит.
Добраться до Сциллы, впрочем, было непросто, и в рамках одной передачи (за полчаса эфирного времени успевали дозвониться, как правило, несколько людей) решающей сцены могло не случиться вовсе. Чаще всего игроки тратили жизни еще до конца уровня, благо препятствий у Кузи было множество. В этапах, где тролль летал на самолете, нужно было обходить грозовые облака, на уровнях с дрезиной – вовремя переводить стрелки, а под водой нужно было следить не только за хищными рыбинами, но и уровнем кислорода. При этом большинство запомнило в основном этапы на сноуборде (там были адский снеговик и «хатки бобра Бункера») и темный лабиринт с черепами, пройти который нужно было прежде, чем его затопит.
Смотреть на записи «Кузи» сейчас, конечно же, больно, и дело не в том, что графика в передаче напоминает продвинутые java-игры для телефонов из середины двухтысячных. Вящий интерес ведущих к персоне звонившего и пространные разговоры о хобби тогда принимались за чистую монету, хотя сейчас понятно, что Инна Гомес и ее менее известный коллега просто задерживали игрока на платной линии. Дети не замечали схемы, которая сегодня с успехом работает в многочисленных угадайках, позвонить Кузе хотели многие, и родителям, которые все понимали, приходилось выкручиваться. Так появились легенды о том, что передачу ведут в записи, играть с троллем разрешают только по блату, и поверить в это было нетрудно: участвовать в программе могли только обладатели кнопочных телефонов, которых тогда было не так много, и найти реального участника среди своих знакомых было довольно сложно. Отдельная ирония заключалась в том, что победителю доставался еще один кнопочный телефон.
«Кузя», конечно, не был изобретением российского ТВ. За десять лет до премьеры на РТР тролля Хьюго – так зовут Кузю в оригинале, – придумал датчанин Нильс Мортенсен, а другой датчанин – Иван Сольвасон, бывший редактор журнала про компьютеры, и его компания SilverRock Productions определили формат шоу и создали технологию, которая позволила управлять героем с помощью кнопок на телефоне.
В Южной Африке программу не пустили в эфир из-за рогов главного героя – с ними герой якобы напоминал одного из местных демонов
Тролля долгое время звали Максом. Нынешний вариант имени под давлением руководства приняли за неделю до премьеры программы, из-за чего пришлось в спешке перерисовывать логотип. Став Хьюго, герой тотчас сошелся в юридической схватке с брендом Hugo Boss, но адвокаты компаний быстро уладили конфликт, так что до суда дело не дошло.
Шоу быстро прижилось, и права на него принялись скупать каналы по всему миру. Где-то – как, например, в России, где тролля назвали в честь домовенка из кукольного мультфильма, – программу адаптировали под местных зрителей. В Бразилии Хьюго стал дуэнде – персонажем испанского и португальского фольклоров, чем-то средним между домовым, гномом и гоблином. Израильские телевизионщики использовали его в кампании по безопасному использованию электричества, а по дорогам Германии ездил фирменный фургон, так что прямые включения могли устраиваться из любой точки страны.
В Китае у шоу были проблемы с интерактивностью – телефонный сигнал шел с задержкой в 30 секунд, потому что кто-то мог сказать неладное о правящем режиме, и все разговоры проходили через фильтры спецслужб. В Южной Африке программу не пустили в эфир из-за рогов главного героя – с ними герой якобы напоминал одного из местных демонов, с похожими проблемами компания столкнулась на Среднем Востоке, но, не считая редких моментов, программа становилась хитом в каждой сетке вещания, где появлялась.
В Южной Африке программу не пустили в эфир из-за рогов главного героя – с ними герой якобы напоминал одного из местных демонов
Тролля долгое время звали Максом. Нынешний вариант имени под давлением руководства приняли за неделю до премьеры программы, из-за чего пришлось в спешке перерисовывать логотип. Став Хьюго, герой тотчас сошелся в юридической схватке с брендом Hugo Boss, но адвокаты компаний быстро уладили конфликт, так что до суда дело не дошло.
Шоу быстро прижилось, и права на него принялись скупать каналы по всему миру. Где-то – как, например, в России, где тролля назвали в честь домовенка из кукольного мультфильма, – программу адаптировали под местных зрителей. В Бразилии Хьюго стал дуэнде – персонажем испанского и португальского фольклоров, чем-то средним между домовым, гномом и гоблином. Израильские телевизионщики использовали его в кампании по безопасному использованию электричества, а по дорогам Германии ездил фирменный фургон, так что прямые включения могли устраиваться из любой точки страны.
В Китае у шоу были проблемы с интерактивностью – телефонный сигнал шел с задержкой в 30 секунд, потому что кто-то мог сказать неладное о правящем режиме, и все разговоры проходили через фильтры спецслужб. В Южной Африке программу не пустили в эфир из-за рогов главного героя – с ними герой якобы напоминал одного из местных демонов, с похожими проблемами компания столкнулась на Среднем Востоке, но, не считая редких моментов, программа становилась хитом в каждой сетке вещания, где появлялась.
Как и многие вещи, о которых «Канобу» вспоминает с ностальгией, Хьюго продолжил шагать по свету даже после того, как вышел из моды в России. Вокруг программы, как водится, развернулась медиавселенная с комиксами, играми и двумя фильмами, один из которых так и не вышел, а второй пока что может похвастаться только тизером. К 2007 году права на шоу купили 43 страны, помимо интерактивной игры появилась познавательная программа, в которой тролль путешествовал по Африке, немецкое телевидение даже запустило отдельный спинофф про замок Сциллы, а израильские дети помимо прочего смотрели The Magical Kingdom of Hugo – театральную постановку, герои которой попадали в мир нарисованного тролля.
Интернет проник в каждый дом, дети все реже смотрят телевизор, и программа, пережившая перезапуск в 2005 (тогда Кузя из лесного жителя стал секретным агентом), едва значит что-то для поколения Facebook
Производство оригинальной программы с годами превратилось в сложный процесс. Последние версии Хьюго не просто рисовали на компьютере – специально для него студия придумала шлем, который отслеживал и передавал мимику актера озвучки виртуальному персонажу. Тот же актер управлял движениями тролля с помощью системы джойстиков.
Интернет проник в каждый дом, дети все реже смотрят телевизор, и программа, пережившая перезапуск в 2005 (тогда Кузя из лесного жителя стал секретным агентом), едва значит что-то для поколения Facebook
Производство оригинальной программы с годами превратилось в сложный процесс. Последние версии Хьюго не просто рисовали на компьютере – специально для него студия придумала шлем, который отслеживал и передавал мимику актера озвучки виртуальному персонажу. Тот же актер управлял движениями тролля с помощью системы джойстиков.
В последние годы дела у Кузи не очень. Интернет проник в каждый дом, дети все реже смотрят телевизор, и программа, пережившая перезапуск в 2005 (тогда Кузя из лесного жителя стал секретным агентом), едва значит что-то для поколения Facebook. Новые владельцы Хьюго, корпорация Egmont Group, планируют двигать Кузю по пути Angry Birds, и пока что верны своему слову. В Hugo Troll Wars можно сыграть уже сейчас, социальная Hugo World выйдет вот-вот. Дальше, видимо, будут плюшевые игрушки, газировка и мультфильм. Звонить куда-то, в общем, больше не придется.
Комментариев нет:
Отправить комментарий