Недавно московские пробки стали причиной моего ожидания деловой встречи в одном роскошном ресторане. Налюбовавшись видами, я стала невзначай наблюдать за гостями. За одним столиком что-то праздновали, девушки делали многочисленные селфи, такая обычная история. За другим сидели «странные» блондинистые парни и мило беседовали, для Москвы тоже обычная история. Еще была парочка давно невлюбленных, тоже тривиально. А вот кто меня удивил — так это мужик, которому постоянно приносили новые блюда, и он их активно поедал. Потом пришла «большая итальянская семья», по-настоящему влюбленная пара, кто-то еще… Зал наполнился гостями.
И тут я подумала, что все мы сидим в одном ресторане, все мы люди, но как же мы по-разному ведем себя, робея или, напротив, ведя себя несколько эпатажно, по-разному выбираем столик, наслаждаемся заказанным блюдом и так далее, и так далее. Также и гости моих интервью, они все очень разные люди, с разными жизненными историями, но их объединяет одно — они хотят видеть развитие России. Я заметила, что доводы промышленников сходятся и больше приближены к реальным делам, доводы аграриев также практически одинаковы и достаточно смелы, вот ритейлеры — это совсем другая история и каста, экономисты смотрят на все через свою призму, люди науки предлагают взвешенные решения, опираясь на историю и мировой опыт.
Сегодня мой гость финансовый аналитик, известный радиоведущий, человек, торгующий акциями, облигациями и фьючерсами, а проще говоря — трейдер. Людей с таким родом деятельности в моем проекте еще не было. Думаю, что его ответы удивят вас так же, как удивил меня тот человек из ресторана (кстати, он оказался дегустатором). Итак, о курсе российского рубля, об экономических нишах и бренде «Made in Russia», о том, почему у нас с вами давно украли пенсии, а к правительству обращаться бессмысленно поговорили с Владимиром Левченко.
«СП»: — Владимир, сразу видно, что вы любите спорт. Он помогает добиваться целей в жизни?
— Это уже моя привычка. А иначе чувствую себя как-то не очень уютно. Начинал я в детстве со спортивной гимнастики, долго занимался боевыми искусствами, много чем еще. Сейчас я просто себя поддерживаю в хорошей физической форме.
«СП»: — Боевые искусства важны для мальчишек? Я спрашиваю как мама.
— Для мальчика — да. Ему надо уметь принимать удары в лицо, надо понимать, что с абсолютно любой ситуацией, которая возникает в жизни, можно жить. Вот весной была история с массовыми самоубийствами детей в Челябинской области. Это же ужас. Значит, у человека не хватает ресурсов, у него настолько слабая психика, что он начинает истерить, обвинять всех вокруг во всех своих проблемах. В таких случаях спорт закаляет характер. Простой пример: получил травму на тренировке, тебе больно, и ты учишься понимать навсегда это или не навсегда и что с этим делать.
Спорт учит добиваться. В психологии есть аксиома, которая гласит, — в тот момент, когда у человека возникает какое-то желание, у него всегда есть силы на его осуществление. А если мы чего-то не добиваемся, то мы сами, прежде всего своей неуверенностью, все эти силы «сливаем» в другое русло.
«СП»: — Всегда добиваетесь того, чего хотите?
— Да. Но тут основная проблема в определении формулировки желания и подтверждения внутреннего ощущения, что именно это мне и нужно. У нас основная масса людей не знает, что хочет.
«СП»: — Я знаю, что я хочу! Хочу, чтобы вы дали анализ мировой экономике. Расскажите, куда катится мир?
— За последние годы в мировой экономике произошли очень важные события. Два года назад мир окончательно вошёл в падающий сырьевой цикл. Эпоха развития экономики, которую мы наблюдали с 1985 года, где основным драйвером были развивающиеся рынки, закончена. Сейчас мир идёт в новую парадигму — технологическую. При такой парадигме страны с такой структурой экономики как у нас будут аутсайдерами. Мы будем проигрывать, если не сменим экономический курс. Пока наше правительство ничего менять не хочет.
«СП»: — Есть ли в нашей стране силы, которые могут сказать, что надо сделать?
— Сказать, что нужно сделать, есть! А вот силы, способные это реализовать, я пока не вижу.
Вместо того чтобы глубже интегрироваться в мировую экономику и углублять уровень разделения труда, правительство занимается обратным. Нашему руководству надо понять что чем глубже уровень разделения труда, то есть чем больше высокооплачиваемых специалистов по сравнению с низкооплачиваемыми, тем выше общий уровень экономики. Для этого нужно развивать науку, образование и так далее. А у нас идёт деградация этих сфер. Такое ощущение, что проводится политика по уменьшению интеллектуальной составляющей, в том числе и в экономике.
В мире идёт совершенно другая тенденция. С 1970 года произошло два ключевых события. Во-первых, начали падать темпы прироста населения. А экономика — это демография, это население. Есть новые люди, есть рост, есть потребители, есть экономика. Во-вторых, идёт падение использования сырьевых ресурсов в каждом новом долларе ВВП. Это означает, что все большую ценность приобретают не какая-то там нефть, не железки, не металлы, не квадратные метры, а ценность приобретает сам человек. Но не его способность вскопать грядку или подмести улицу, а создать что-то принципиально новое, например, прорывную технологию.
«СП»: — Только в России это не происходит.
— Правильно. У нас идёт обратная тенденция. Есть, конечно, положительные моменты, но их очень мало. Например, глава СбербанкаГреф пытается внедрять новые технологии. Нужно понимать, что это процесс очень долгосрочный и отдача от таких вещей может быть через много-много лет и это нормально.
«СП»: — Вы принимаете участие во многих экономических форумах. Есть ли среди них те, которые вы бы поддержали?
— Проблема состоит в том, что итоги форумов не систематизируются. А надо создавать рабочие группы, которые бы внедряли разумные идеи с форумов в экономику. Столыпинский клуб, членом которого я являюсь, разрабатывает программы, но пока это никуда не пришло. Правительство не слышит форумы. Та же история с Московским экономическим форумом.
«СП»: — Недавно Путин заслушал три плана экономического развития: от Кудрина, от Силуанова и от Титова. Последний является одним из руководителей Столыпинского клуба. Есть у этого плана шанс?
— Посмотрим, что дальше с этим будет. Мы же видели, что происходило до этого, когда президент давал здравые указания, а дальше ничего не происходило. Реализация отсутствует. Обратная связь просто нулевая.
Практика показывает, что экономику отодвинули куда-то очень далеко. И понятно чем всё это закончится.
«СП»: — Бунтами, революциями?
— Нет, это в нашей стране невозможно. У нас просто нет молодого населения из-за демографического провала 1988 — 2010 годов. Молодых людей, которые могут стать активными, в том числе экономически активными, их гораздо меньше, чем было пять-десять лет назад. Помните, как пел классик, — настоящих буйных мало, вот и нету вожаков. Поэтому некому выйти.
Вот недавно выходили на улицу интеллигентные люди, которые хотели дополнительных прав и свобод. Им кинули кость в виде сказочки, — что если вы чего-то хотите, то сами идите в политику. Сделали это очень грамотно. Да, вы могли бы идти в политику, но ни у кого бы заведомо ничего не получилось.
«СП»: — Что будет с российским рублём? Вы уже заявили, что курс будет под 100 рублей за доллар…
— Будет в любом случае. У нас рубль сильно переоценен. При действующей модели экономики рубль — валюта объективно слабая. Потому что в России низкий уровень производительности труда, качество работы общественных и экономических институтов тоже низкое. Также нет структуры управления, отсутствуют коммуникации, инфраструктура. Единственный выход — заниматься конкуренцией, находя в экономике ниши, в которых мы будем конкурентоспособными.
«СП»: — Создавать бренд «Made in Russia» как говорит Руслан Гринберг?
— Безусловно. Заниматься производством и созданием высокотехнологичной продукции. Именно наукоемкой продукции. Мы можем делать такие прорывные вещи, которые мало кто в мире делает. Вот этим надо заниматься на базе страны. Давайте вкладывать в науку, в образование. При этом должна быть национальная идея.
А пока у нас даже долгосрочное планирование отсутствует. Такое ощущение, что слова «завтра» в лексиконе наших руководителей просто нет. Правительство ведёт себя так, как будто завтра не наступит никогда. А нужно уметь планировать долгосрочно, чтобы каждый, живущий в этой стране человек, хотел, чтобы его дети, внуки, правнуки жили здесь.
«СП»: — Вы же сейчас к правительству обращаетесь?
— Я обращаюсь к каждому из нас, к правительству обращаться бессмысленно. Если каждый из нас начнёт так жить, то и правительство постепенно либо сменится, либо до них тоже начнёт доходить.
«СП»: — Так что же с рублём будет?
— Рубль должен быть дешёвый, потому что он очень сильно переоценен. Осенью будет ещё одна волна падения цен на нефть. Поэтому вполне возможно, что курс будет 100 рублей за доллар. А доллар начал ещё одну волну своего роста в мире.
По большому счёту все технологии сосредоточены в США, соответственно это притягивает капитал в штаты. Поэтому пока — доллар.
«СП»: — А вот говорят, что нужно в золото вкладываться. Так ли это?
— Золото в течение длительного времени теряет свою покупательную способность, потому что чем больше развиваются технологии, тем ниже покупательная способность золота. В долгосрочном плане по отношению к технологиям те, кто покупает золото, проигрывают. А в краткосрочном плане им можно только спекулировать.
С точки зрения банального потребителя, купить доллар за рубль — это инвестировать в развитие технологичной американской экономики, это дать в долг компаниям, которые занимаются инвестициями в технологии. Если купить золото, то вы вредите всем. Покупка золота — это изъятие денег из экономики. Если сравнивать с человеческим организмом, то уход в наличные — это вы просто перестали кушать, а уход в золото — это вы ещё себе дополнительно кровь пускаете.
«СП»: — Как вы готовитесь к кризису?
— Я особенно не готовлюсь. В России будет новая реальность. Сейчас основное население России ведёт себя так, как будто наша жизнь стоит «нуль». Вот квадратный метр жилья — вот это ценность. Это ужасно, но это наша национальная психология. Ее надо менять.
Вот, например, сидит один человек бедный, а второй более обеспеченный. Как рассуждает менее обеспеченный человек?
«СП»: — Завидует?
— Ладно бы завидовал, он его ненавидит! По той причине, что не понимает и, главное, не хочет понимать, почему вот этот человек живёт лучше, нежели он. Не понимает, какие качества характера и не только есть у более обеспеченного человека. Он отказывается признавать, что богатый человек успешен в обществе объективно.
«СП»: — К чему вы это говорите?
— К тому, что это причина того, что у нас случаются кризисы. Это как в Советском Союзе была уравниловка, когда «отличнику» и «троечнику» платили одинаково. Вот поэтому Советский Союз и развалился.
«СП»: — Владимир, но не все люди способны организовать себе экономическую стабильность. Тот же Владимир Зворыкин, изобретатель телевидения, не был бы так успешен, если бы его изобретения не раскручивал талантливый менеджер еврейского происхождения.
— Значит надо уметь находить таких людей и использовать их предпринимательский талант. Но для этого надо искать.
«СП»: — А может быть общество не должно быть таким варварским? И не делать ставку на квадратные меры, а сделать ставку на человеческие таланты?
— Откуда оно возьмётся такое общество?! Общество — это мы с вами. Я считаю, если человек заработал, он молодец. У нас же основная масса населения искренне убеждена, что честно заработать невозможно, что можно только своровать. Но как тогда весь мир живёт?! Откуда взялось то, что столько людей ворует всю историю человечества?
«СП»: — Как выйти из кризиса?
— Я не считаю, что сейчас кризис. Индексы акций находятся на историческом максимуме! Это не кризис, это эйфория.
Американский доллар, который допечатывался, чтобы выйти из кризиса в 2007 — 2009 годах, не печатают. Напротив, печатают другие валюты, такие как евро, йены, юани. Народный банк Китая в очередной раз понизил курс юаня, причём они целенаправленно тащат рынок за собой. Потому что многие люди в мире точно так же, как у нас, не хотят перестраиваться.
Сегодня мы видим, как оправдывают себя инвестиции, сделанные в технологии. Прежде всего, это информационные технологии в Америке. Также это развитие в мире биотехнологий, здравоохранения. Вот в этом направлении и надо двигаться. Конечно, для многих инвестиций рынок сбыта ещё не созрел, поэтому некоторые компании будут банкротиться. Кстати, исторически технологии развиваются именно в те периоды, когда цены на сырье низкие.
«СП»: — А что России надо делать?
— В России нужно сделать норму прибыли. Простой пример. Я недавно был на Юге. Люди мне жалуются. Как так, Владимир, я выращиваю овощи, а они получаются дороже турецких?! То есть из Турции дешевле довести, чем у нас произвести. Вот чем должно заниматься правительство и регулирующие органы. Они должны создать систему, условия, правила. И инвестиции пойдут в бизнес!
Но Медведев недавно сказал, — потерпите, денег нет.
«СП»: — Это он пенсионерке в Крыму сказал, которая жаловалась, что пенсия маленькая — 8 тысяч рублей. Кстати, он пожелал ей хорошего настроения и добавил: ну, вы держитесь тут…
— Кстати, у нас с Вами давно уже пенсии украли!
А решение можно найти простое и понятное. Нужно сделать отдельно каждому пенсионный лицевой счёт. И работодатель должен целенаправленно отчислять на этот счёт деньги. И мы с Вами будем ими распоряжаться. Я, как профессионал, инвестирую часть этих средств в надежные облигации, часть в акции. Если человек не профессионал, он может их отдать в управление профессионалам. И не будет дефицита пенсионного фонда, и не надо будет плодить огромное количество чиновников. Элементарная структура. Что-то похожее давно работает в Австралии. Причем этими деньгами нельзя воспользоваться до выхода на пенсию. И не надо бегать из одной компании в другую.
«СП»: — Что еще нужно сделать для нашего бизнеса в России, чтобы он начал дышать?
— Нужно создавать структуру. Хороший пример — многофункциональные центры в Москве, так называемые МФЦ. Убрали человеческий фактор, и теперь любую справку можно получить за пять минут. Нужно технологии финансовой экономики внедрять в реальную жизнь.
Следующий момент, рынок недвижимости. Торговля квадратными метрами должна происходить так же, как торговля облигациями и акциями. Элементарно. У меня — деньги, у вас — квадратные метры. Я «внес» деньги на счёт, вы зашли в электронную систему, нажали кнопочку и выставили на продажу свои электронные метры. А я выставил заявку эти квадратные метры купить. И всё! Коррупции нет, сделка сразу видна. Ещё и нормальная статистика появится. Я уже столько лет об этом твержу, что даже самому смешно.
У нас проблема в плохой коммуникации между властью и бизнесом, между самим бизнесом, банковской системой и так далее. Соответственно надо убрать эти ограничения и тогда уйдёт коррупция. И бизнес задышит полной грудью. Это первоочередное, что надо сделать.
«СП»: — Я увидела на вашем персональном сайте статью про ретро меркурий и его влияние на рынок акций. Вы отслеживаете циклы планет? Это действительно работает?
— Я стараюсь, но на всё меня не хватает. По финансовой астрологии специалистов у нас не так много. Циклы планет, безусловно, влияют на нас с вами. Например, солнечная активность, и об этом впервые сказали наши ученые, влияет на экономический рост. После положительного экстрима солнечной активности на следующий год мы всегда видим провал в темпах мирового экономического роста.
Меркурий как бог торговли, как бог экономической активности в тот момент, когда идет вспять, то есть становится «ретро», влияет на некоторые активы. Они как правило начинают движение в противоположную сторону от той, в которой двигались. Плюс я накладываю индикаторы технического анализа и макроэкономические данные. Так вот многие активы «отработали» как часы. Об этом я и писал в своей статье.
Кстати, рубль и нефть любят разворачиваться именно в такие моменты. Если мы посмотрим, то за последние годы так и происходило. Не исключено, что мы увидим скоро максимум по рублю, по нефти мы уже видели. Поэтому цикл падения или стагнации сырьевых цен продолжится.
«СП»: — А что молодежи нашей делать, как думаете? Вы часто упоминаете такие термины как психологическое взросление и финансовая стабильность. Как им это организовывать?
— Во-первых, нужно заниматься любимым делом. Должно быть интересно. Нужно в каждодневной деятельности находить положительный момент. Как говориться, — улыбнись миру, и тогда мир улыбнётся тебе. Последовательность именно такая. А если смотреть на мир, стиснув зубы, и рычать, то мир ответит тем же. Ищите интерес в любой деятельности, занимайтесь тем, что вам интересно и всегда доходите до конца.
Вот мы с вами общаемся. А я же мог сказать, — мне это не интересно. Но я же не делаю этого, я иду на контакт, иду на встречу, причем с интересом.
«СП»: — А если «по морде» дали? Я говорю об управлении рисками.
— Основное правило — всегда можно жить с любой ситуацией. И, как говорится в старой даосской пословице, — если сверху падает камень, ну отойди! Знаете, какое самое опасное животное в Африке? Бегемот. Потому что дикий бегемот нападает без предупреждения.
«СП»: — Как? Бегемот спокойный как удав…
— А больше всего людей в Африке гибнут именно от бегемотов. Даже слон перед тем как напасть очень долго это показывает. Поэтому практически нет таких людей, которые сразу вам кулаком в лицо бьют. Чисто теоретически такое, конечно, может случиться, но это скорее исключение, чем правило. Перед тем как дать в глаз человек «показывает» это. Поэтому важно уметь считывать обратную связь.
«СП»: — Что вам помогло в становлении?
— Нужно находиться в нужное время в нужном месте. Этому нигде никогда никто не научит. Это невозможно объяснить.
Хороший пример — поведение ребенка. Потому что, как правило, ребёнок копирует маму с папой. И если мы говорим детям одно, а сами ведём себя по-другому, у него возникает жуткий диссонанс в голове. Точно также все в мире происходит. Поэтому нужно быть честным по отношению к себе и начинать с себя!
Комментариев нет:
Отправить комментарий