Часто приходится слышать от критиков советской власти, что она совсем не причем в уменьшении смертности населения, что это был общий тренд такой: снижение смертности во всем мире. То есть это заслуга тренда. В общем, очень просто сказать глупость и довольно сложно ее опровергнуть.
Начну с общих рассуждений. Какая польза в общих достижениях медицины, если нет конкретной возможности их использовать? Какой смысл в медицине, если поблизости нет больницы и поликлиники с врачами и лекарствами? А с этим всем в дореволюционной России было очень плохо. Это отлично видно по смертности населения Европы и месту в ней России:
Источник.
Россия до революции выступает антилидером, имея самую большую смертность населения на континенте. Тут еще нужно учитывать, что смертность дана только по европейской части РИ (50 губерний), т.е. реальное положение дел было еще хуже. Плюс из-за особенностей регистрации смертей и рождений, которой занимались попы, данные были занижены, так как в учет не попадали некрещеные младенцы. С учетом фактора территориальной сопоставимости, я пунктиром показал более реальный уровень смертности для РИ в границах СССР до 1939 года.
По графику видно, как после революции в СССР вопреки дореволюционному тренду смертность населения резко снижается и переходит на более низкий уровень. На этом графике результат более заметен:
И так, всё зеленое поле на графике показывает выигрыш самого ценного ресурса - человеческие жизни. Мой подсчет переводом промилле в реальные числа показал выигрыш народов СССР от сталинизма в 23,2 млн. человеческих жизней. Это включая те 2,6 млн. жертв голода 1933 года, а также репрессии, о которых нам в последние 25 лет нам рассказывали столько ужасов по рассказам Шаламова и романам Солженицына.
За счет большевики смогли так резко уменьшить смертность? За счет увеличени финансирования здравоохранения, внедрения достижений медицины, санитарии и гигиены в широкие массы. Это показывает сравнение цифр государственных расходов на медицину в РИ и СССР:
Факты буквально вопиют о том, что в СССР здравоохранению уделялось значительное большое внимание и финансирование, чем было до революции.
В дополнение к сухим цифрам приведу воспоминания одной особы антисоветского толка ("Заметки ленинградки" В.Г.Левина) о ее жизни в СССР, касающихся медицины:
Медицинское обслуживание было безотказным и целиком бесплатным. В районных поликлиниках часто подолгу работали крупные специалисты и профессора. Лекарства долгое время были бесплатными и изготовлялись в течение двух часов, если не меньше.
В каждой школе был свой постоянный врач, который ежедневно там бывал. Детей регулярно осматривали, измеряли и взвешивали, часто фигурировали слова «ребенок недостаточного питания» или «бледные слизистые» и т. п. Детей с увеличенными лимфатическими железками направляли в туберкулезный диспансер, санаторий. На Петроградской стороне такой диспансер занимал очаровательное здание особняка, снесенного при строительстве станции метро «Петроградская». Я даже помню тамошнего врача Елену Владимировну Минервину, опекавшую меня в течение нескольких лет. Все ленинградские дети тех лет росли на рыбьем жире (и часто давали друг другу советы, чем лучше заедать отвратительный вкус рыбьего жира — сладким или соленым), препаратах железа, фитине, хлористом кальции. Взрослые лечились очень мало, о повышенном артериальном давлении никто понятия не имел, разве что изредка говорили о том, что кто-то умер от разрыва сердца, что какого-то старика «хватил удар» или «его Кондратий хватил» или «у него Кондрашка». Только в последнем десятилетии, пожалуй, почти в каждом доме появился тонометр, и все сами справляются с этой, как и с многими другими медицинскими проблемами, переводя их на почти бытовой уровень.
До самой войны в Ленинграде в любое время можно было вызвать частного врача на дом. В каждом микрорайоне такие люди были известны — доктор Кустря у Тучкова моста, на Петроградской в нашем квартале жил детский врач Роговин, на Васильевском — детский врач Брудер.
<...>
К упоминанию о постоянной заботе государства о здоровье школьников (без каких-либо просьб со стороны родителей) хочу добавить, что иногда ослабленных детей отправляли на процедуру «кварц» или «горное солнце» (теперь это, кажется, называется ультрафиолетовым облучением). До сих пор помню приятное жужжание этой огромной синий лампы надо мной и особый запах, наверное, озона.
Регулярно следили также за нашими зубами и пломбировали их серебряными пломбами, которые сохранялись до конца жизни зуба.
Лекарства
До войны домашний запас лекарств был очень небольшим. Вот максимальный вариант: аспирин (простуда с высокой температурой), пирамидон (ангина, ревматизм), салол с белладонной (от многих болей в желудке и вообще в животе), дибазол с папаверином (гипертония), валерианка с ландышем (успокоительное), белладонна (головная боль), касторка (слабительное), микстура от кашля. Детям от кашля назначались «капли датского короля». Еще задолго до войны они исчезли из продажи и вновь вынырнули как «детские капли от кашля». Мы же уничтожили монархов! Банки и горчичники до сих пор в ходу, естественно.
Перед самой войной появился стрептоцид, белый и красный (против стрептококковых заболеваний). Красный, более эффективный, потом не продавался из-за серьезных побочных явлений, но до сих пор его можно без рецепта купить в аптеке. Во время войны появились сульфидин, сульфадимезин и т. п., потом уже настоящие антибиотики, начиная с пенициллина.
То есть до войны лекарства были самые обычные, дореволюционные. Только к войне появляется стрептоцид, а после войны антибиотики. Это к разговорам о том, что заслуга только в новых лекарствах, а не в усилиях большевиков. Новые лекарства появятся через 20-25 лет после прихода к власти большевиков, а смертность резко снизилась сразу после их прихода к власти. Да, новые лекарства массово появились только благодаря к тому, что большевиками была построена своя мощная промышленность, способная быстро освоить и начать массово выпускать все современные достижения науки и техники, появляющиеся у нас и в мире.
В общем, что толку африканцам от новых лекарств, если африканцы сами их не выпускают? Так было и с дореволюционной Россией, имевшей в свое время гигантскую африканскую рождаемость и смертность:
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий