Экспедиция на внедорожниках из Иркутска до Тикси и обратно, по нашим подсчетам заняла 35, 5 дней, от гостиницы до гостиницы. Если вычесть несколько ночёвок в гостиницах и квартирах на маршруте, остаётся ровно месяц, который я провёл сидя, стоя и лёжа в Toyota Prado, ставшим мне домом на колёсах. Менялись пассажиры, сменялись водители, подсаживались попутчики и операторы, и только мне посчастливилось проделать весь путь от дверей гостиницы и обратно.
Сложно сказать, что условия были шоколадными, и что всё было "айс", хотя нет, айс как раз и был, и когда ртутный столбик термометра опускался ниже 40 по цельсию, прадик превращался в то самое теплое и душевное убежище, куда неизменно хотелось поскорее попасть. И на фоне лютых морозов, салон, пропахший бензином, стал чем-то родным и близким.
Из Иркутска в машине было четверо человек, Олег Тарасов за рулём, я рядом и позади нас два оператора от ярославского тв канала, Лёша и Глеб.
Сзади было так холодно, что ребята укрывались пуховиками, и если бы не постоянные разминки с камерами и микрофонами по дороге, им бы пришлось совсем не сладко. Позже и я попробовал посидеть сзади, второй печки в салоне не было, и что бы не замёрзнуть, приходилось сидеть в шапке и пуховике, а на ногах супер тёплые сапоги. Задние боковые стёкла покрылись инеем наверно ещё в Иркутске и оттаяли уже на обратном пути когда потеплело. Передние боковые затягивало но не полностью, и можно было хоть что-то наблюдать.
Олег Тарасов, с ним я проехал через Байкал до Оймякона. Байкал конечно фееричен, и подрифтовали мы на открытых участках льда знатно. Долгими вечерами и ночами, пока ехали, разговаривали о чём только придётся, когда Олег начинал залипать, приходилось и вовсе развлекать его разговорами. После Байкала, где у нас были относительно нормальные ночёвки в домах, первая ночная жесть случилась на зимнике. Спать вчетвером в машине, это я вам скажу, удовольстве 80 уровня!
Ужин при свечах. Это одна из цивильных ночёвок в промёрзшем доме на берегу Байкала. Холод, это мелочи, у всех отличная экипировка и на мороз можно не обращать внимания, главное есть кровать. Пусть под тобой лежат просто доски, зато можно вытянуть ноги, это дорого стоит!
Ещё одна "цивильная" ночёвка случилась после Байкала. Мы сняли "номер" в "гостинице", один на всех и за ценой не постоим, но лучше так чем, снова вчетвером в одной машине.
Комната была большая, кроватей хватило на всех. О том, что бы заселиться в отдельный номер, ахахахаха пятнадцать раз, мечтать не приходилось. Сил ещё хватало слить фотографии на жёсткие диски и даже парочку обработать для соцсетей... Потом короткий сон, больше похожий на бред пьяного человека.
Утром, пока народ по очереди ходил в один единственный душ, к нам в комнату спокойно и непринуждённо, зашла женщина, представилась от какого-то местного сми и, сев у стола, начала брать интервью... Вот это проффесионализм, вот это хватка! Невзирая на почти голых мужчин, она задавала и задавала свои вопросы - цель вашего визита, на кого работаете, зачем сюда приехали и тп и тп...
Времени на готовку еды у нас совершенно не было, поэтому всё случалось по принципу, машины остановились - открывай консервы. Ну а поесть на Байкале, когда вокруг такие виды... Думаю, вкус именно этой тушёнки был самый крутой, да, Дима? )) Кстати, тушёнка с мясом была а не как водится сейчас, со всяикми соевыми добавками.
Помимо тушёнки, в нашем распоряжении оказались консервированые каши с мясом. Гречка, рис, и перловка кажется. Я лично не фанат консервов и старался питаться овсом, про который теперь готов написать целый пост, чувственный пост, запредельный пост )) А на фото у нас очередной разминочный перерыв, во время которого быстренько по баночке. Влада ещё не пробовала такие консервы и ей очень интересно, насколько они вкусные? Богдан тёртый калач, ему такие консервы нравятся.
Утром, если встать пораньше, некоторые заморачивались разогревом воды под кашу.
Не всегда получалось установить горелку на улице, или ветер мешал или снега было много, тогда приходилось в багажном отделе, раскидав вещи, разогревать воду. В общем, багажник у нас был многофункциональный: багажник, спальня, и кухня. Ах да, забыл - ещё по вечерам он у нас был офисом.
В Якутске к этому автотрипу присоединился Сергей Доля и оператор с телеканала Дима Макарин. Какую-то часть пути мы проехали вчетвером, Олег Сергей я и Дима, а после Оймякона, Олег от нас улетел, и мы остались в машине втроём. Дима часто пересаживался на другие машины, ночевал в шишиге, а мы с Сергеем так и ехали до Тикси. Пока ехали, переслушали кучу аудиокниг и теперь я крепко подсел на эту тему. У нас с Сергеем была супер модная тема ЗОЖ, мы приударили по геркулесику, и только Дима выбивался из этой красивой истории со своими мясными консервами. Иногда мы разбавляли геркулесовую диету рыбными консервами но не часто. Тунец кототрым мы закупились в начале пути, оказался на редкость не вкусным.
Я подсадил Серёгу на употребление геркулесовых пакетиков всухую. Народ, вы не понимаете, может быть выглядит это не очень, но вы попробуйте - вкусно. Впрочем это вкусно понятно почему, в пакетике вместе с кусочками фруктов и самим геркулесом присутствуют всякие добавки, соль, сахар и прочие глутаматы натрия. Вот они и делают эту кашу "вкусной", но не очень полезной. Правда на фоне консервированого мяса, это меньшее зло. Мы пытались есть свежие фрукты, купили яблок, но они промёрзли и пришлось их оставить местным зверушкам в лесу.
Можно сказать, не отрываясь от руля, позавтракал и вперёд. Спасибо ребятам, с нами делились кипятком, и утром была возможность поесть кашу в нормальном привычном формате.
Перед выездом привести себя в порядок - это норма. Вообще Сергей в каком-то плане аккуратист, по крайней мере у нас в багажнике всегда был порядок. И в салоне, по возможности, тоже )
После того, как мы проехали полярный круг, кажется, не было ни одной ночи, чтобы на небе не было северного сияния. Понятное дело, первые ночи я снимал, не смотря на мороз и больные пальцы, от холода они уже просто болеть начинали. Но потом, северное сияние стало настолько привычным явлением что даже я успокоился, тем более, на моих карточках к тому времени уже хранилось достаточно много интересных кадров. Иногда северное сияние было настолько сильным что даже во время полнолуния небо было зелёным. Просыпаешся ночью и смотришь в окно а там сияет. На фотографии как раз такой момент. Внизу Серёжина голова, она спит и не знает что за бортом жёсткий минус и зёленые лучи из космоса атакуют нашу планету. В кармане кресла торчит ноут и заряжается, это горит лампочка на шнуре. Мы по очереди от одного конвертера заряжали свои компы, камеры и прочую оргтехнику.
Каждое утро надо было заправлять нашего коня топливом. После тёплой ночёвки в машине, выходить на жгучий мороз, то ещё удовольствие. Тем более что морозы падали ниже сорока градусов, а порой аж до полтиника (когда я написал об этом в фб, некоторые якуты назвали меня лжецом).
Топливо ехало вместе с нами в ГАЗ-66. Это вообще отдельная песня. Послей Оймякона, к нам присоединился 66ой, его основная задача, везти для машин топливо и забрать к себе часть людей, теперь в машинах спали по двое, а все операторы в 66ом.
В отличии от тойот, внутри кунга было попросторнее. Иногда получалось там позавтракать, но это в первые дни. Потом у нас установился совсем другой график, машины уезжали сильно вперёд а Газ приезжал уже глубоко ночью. Это было очень неудобно, Диме, который ехал с нами третьим, пару раз приходилось по полночи сидеть на переднем сидении и пытаться поспать сгорбившись в три узла.
Обед. Примерно в час или в два, мы останавливались прямо на зимнике и устраивали роскошный обед. На этот час включался спутниковый интернет, рассылались фотографии по соцсетям, велась активная переписка с родными и близкими и вообще - обед!
Что бы не тратить время и газ на растопку замороженных консерв, мы предусмотрительно клали несколько банок в самое тёплое место, им оказался бардачок, на время путешествия превратившийся в мини склад. Помимо очков, планшета и прочей мелочи там путешествовал тревожный набор из нескольких консерв. Остальные лежали в одном мешке в багажнике. Однажды, основательно промёрзнув, они так и ездили с нами в качестве консервированных льдышек. Та же судьба была и у воды, всю петьевую воду мы возили в багажнике и она там промерзала до льда. Что бы была нормальная вода, на ночь бутылку ставили на переднее кресло и потом уже не убирали в багажник.
Вот так это примерно и выглядело, часть воды на полу за передним сидением, там ещё более менее тепло. Рядом лежали фотики Сергея. Принцип и логика простая, то что лежит на полу, уже не может упасть и я вам скажу, этот принцип работает. Я свою технику или держал в руках, или тоже клал на пол или она ехала в фоторюкзаке. Я не один раз подумал что большой молодец, когда взял в эту поездку большой фоторюкзак с толстыми стенками и большим количество мягких прокладок между техникой. Вся техника внутри него, как бы тот ни прыгал по салону, осталась в целости и сохранности. Тряска порой была такая, что начининали болеть мышцы, и я переживал за харды. Но и они смолгли перенести все невзгоды этого путешествия.
Кстати, это был очень частый вопрос, как техника повела себя и какие были проблемы? В частности многих занимал вопрос, как мы боремся с тем, что фототехника запотевает, когда её заносишь в тепло с мороза? Да, такая проблема есть, но не в нашем случае. Дело в том, что наши камеры в машине не запотевали, такой вот у нас был климат внутри машины! Сперва я тоже парился на эту тему, но пару раз занеся камеры в прадик я убедился, оптика не запотевает.
Только одна поломка огорчила, при первом же включении стало ясно, Compact Flash карточка не работает, и очень хорошо, что я это сделал ещё на берегу, когда была возможность что-то предпринять. Купить приличного объёма карты в путешествии не реально, мы смотрели в магазинах, то что нам встречалось, это 4, максимум 8 Гб, что для современной камеры, "на пару кадров" то есть ниочём. В общем, рекомендую всегда все свежие карточки проверять, отформатировать и пощёлкать на них, и обязательно слить с них фото на комп и проверить, читаются ли эти файлы. Однажды, при подобной проверке один экземпляр сгорел прямо в картридере.
Если была такая возможность, мы старались питаться в забегаловках и кафе, которые встречались по дороге. Моим основным блюдом в таких кафе был борщ. Теперь я не только эксперт по прадику, на всём маршруте я изучал общепитовскую кухню и могу сказать, где самые вкусные котлеты и самый вкусный борщ!
А вот хрен тебе - Дядя Ваня! Это самая улётная столовая в батагае!!! Жаль, на обратном пути там проходил банкет или свадьба и мы не смогли поесть вкусной гречки и боща...
На ночь, машины ставили довольно близко друг к другу, что бы быть поближе к спутниковой тарелке, которая работала всю ночь. То-есть интернет у нас был вечером, всю ночь и утром. Некоторые даже умудрялись скачивать фильмы. Интернета вполне хватало отправлять фотографии и делать публикации, вот только сил на эти самые публикации не оставалось. Каждый вечер мне приходилось садиться и обрабатывать фотографии для экспедиционного сайта и на личный блог времени просто не оставалось. можно было конечно ночью сидеть и втыкать в комп, но как тогда быть днём?
А утром просыпаешся, глядь, а в окне из дома напротив тебе передаёт привет соседская девчонка! Теперь вы понимаете, почему иногда хотелось, что бы на наших окнах были шторы? Иногда я себя чувствовал участником телешоу. Некоторые вещи приходилось делать только в тёмное время суток и уходить подальше, а учитывая температуру за бортом, такие выходы приравнивались к подвигу.
Надо и про туалет сказать пару слов, что уж там, и это было в нашем путешествии. На этой фотографии туалет на перевале, место это известное и тут часто останавливаются машины. А в других случаях, обычно туалет там, где понравилось и никто не видит. Скажу так, на задание ходил с влажными салфетками и держал их в тёплом кармане до последнего. И всё равно, на морозе они успевали одеревенеть. Думаю, этого короткого описания будет достаточно, что бы понять, как оно было.
Батагай. В этом доме мы заночевали. Был душ, кухня, диваны.... Утром на улице было так холодно, что я за несколько минут обморозил нос, и если бы не Влада, заметившая что мой пятак побелел, я бы его мог совсем отморозить, а так обошлось небольшими потерями. Кстати, когда начинается обморожение, это совсем не больно и даже не чувствуется. По крайней мере я ничего не чувствовал пока мне не сказали что нос стал белым.
Кухня на батагайской квартире.
В Оймяконе Сергей купил специальный термометр, способный показывать сверхнизкие температуры. Однажды утром нам показали замёрзшую водку.
В машине тоже имелся термометр, но ниже сорока он не умеет показывать, это мы выяснили опытным путём.
Прадик стал не только домом, он был ещё и офисом. У нас были частые остановки, и что бы не тратить время, я включал свою записную книжку и работал.
По вечерам, уже устроившись на ночлег и разобрав багажник, мы ныряли в сеть. Если бы не сеть, было бы намного скучнее. Впрочем, я с собой на всякий случай набрал работы и мне было чем заняться.
В Тикси часть ребят не выдержав жести улетела по домам. Теперь нас осталось 6 человек на три машины + Газ 66. И вместо Сергея у меня появился новый напарник - Влад.
Влад был в этом трипе видеооператором, и он тоже сидел на геркулесе. Я бы сказал, очень плотно сидел на геркулесе. Так что можно сказать, наша машина вообще была геркулесовой.
Как-то поздним вечером мы укладывались спать и вдруг под спальниками нащупали какой то комочек, присмотрелись, а это мышь! Интересно, сколько ночей мы ехали с этой мышью и кто из нас задавил её? Немного погрустив о такой нелёгкой судьбе грызуна, мы улеглись спать... Тяжёлое путешествие, тяжёлое...
Дни и недели в машине по ухабам и кочкам - это крайне не просто и опасно для здоровья, для спины в частности. По возможности, каждый делал свою разминку, кто планку держал, кто растягивался. Самое главное, нужно было постоянно следить за собой и разминаться. Повторюсь, на некоторых участках так трясло что начинали болеть даже мышцы... А медленнее ехать мы не могли.
Ночью шли по зимнику и как-то продырявили колесо. Спасибо Димке, он занимался многими поломками в этой экспедиции. Представьте себе что всю работу надо было делать в жёстких условиях на морозе. Остроты добавляла ситуация с запасками, на каждую машину было только по одной запаске, и когда случился этот прокол, пришлось сильно задуматься как ехать дальше? Если полетит ещё одно колесо, то мы встанем намертво.
От старости на Димином "танке" порвался какой-то шланг, уже не помню какой именно. Мне было просто холодно смотреть как они там возятся с машиной, а уж каково было ребятам, не хочу и думать. Вообще, прессинг холодом был сильный, это стало понятно уже после Якутии, когда потеплело и мы расслабились не только внешне но и внутренне.
Операторам тоже доставалось. Постоянные проезды, прогоны и повторы. Ребята заранее уходили на точки, ставили камеры и ждали начала проездов.
Просыпаешься так утром, открываешь окно и любуешься видами... Вокруг зимник, зимник, зимник, и от этого вида на лице расплывается счастливая улыбка! Нам очень повезло с погодой, после Байкала, на котором было немного облачно, практически всю дорогу шпарило солнце, и только уже на обратном пути возле Улан-Удэ мы попали в пургу.
Вот такая история случилась с нами. Конечно, за кадром остаётся много нюансов, некоторые личного характера, некоторые касаются нашей экспедиции. Многие впечатления ещё не улеглись и нужно время что бы осознать это арктическое приключение. Что бы это случилось поскорее, надо отправится в новый трип, куда-нибудь в жаркие страны, на контрасте, оно лучше воспринимается!
Источник: ic.pics.livejournal.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий