пятница, 31 марта 2017 г.

Корабль - паук.


Снимки этого странного судна-паука начали гулять в Сети ещё в в 2006 году. Однако официальной информации о нём не было. Зато рождалась масса предположений. Ещё бы — мимо такого создания трудно пройти равнодушно. И вот, наконец-то, в Сан-Франциско  в 2007 прошла официальная премьера экзотического аппарата.

Судно несёт гордое имя Proteus, а по-русски Протей: древнегреческий морской бог-прорицатель, способный принимать любую форму. Мифологическое имя аппарат получил не зря. Создатели аппарата из американской компании Marine Advanced Reasearch называют Proteus первым полноразмерным судном «адаптирующегося к волнам модульного» типа (Wave Adaptive Modular Vessel — WAM-V).


Изюминка этого судна – четыре огромные лапы, при помощи которых кабина с экипажем опирается на два длинных надувных поплавка. Причём опирается не напрямую, а через целую систему из рессор (титан плюс полимеры), формирующих нечто вроде балансирной подвески. Она позволяет поплавкам изгибаться при прохождении волн, так что судно не столько борется с волнами, сколько скользит над ними с минимальной раскачкой. Правда, максимальную скорость судна его создатели не сообщают. Пока не прошли все испытания.


Изобрёл WAM-V инженер Уго Конти (Ugo Conti). А доводить идею до рабочего проекта и воплощать его в жизнь мистеру Конти помогали инженер Марк Гундерсен (Mark Gundersen), как уже было сказано, компания Marine Advanced Reasearch, а также — компании Antrim Associates, Wing Inflatables и ряд других подрядчиков.

Конти говорит, что это – первое судно в своём роде и родоначальник нового класса судов. И он прав, поскольку слова «катамаран на упругих больших ногах» не исчерпывают всех секретов Proteus.



Схема основных частей Proteus. Крупным планом – его рессоры. Внизу: на этом снимке можно разглядеть всю подвеску поплавков (иллюстрация Marine Advanced Reasearch, фотографии just...eD/flickr.com и San Francisco Chronicle/Paul Chinn)


Его кабина (с четырьмя спальными местами), напоминающая вертолётную, на стоянке может опускаться в воду, отделяться и совершать самостоятельное плавание на небольшое расстояние. А это увеличивает гибкость применения нового аппарата. Кабина может подойти к пристани, оставив лапы в сотнях метров от берега. И, главное, кабину можно менять, превращая один Proteus в многофункциональный аппарат.

В самой верхней части судна имеется достаточно места для разнообразного груза. Например – поисково-спасательного оборудования. Кстати, со своими упругими поплавками и возвышающейся над водой на несколько метров кабиной, Proteus может «зависнуть» над лодкой или отдельными людьми, терпящими бедствие. И поднять пострадавших лебёдкой прямо наверх.


Уго Конти – автор концепции WAM-V, основной разработчик и шкипер Proteus (фото San Francisco Chronicle/Paul Chinn).


В одном из вариантов, как видим, кабина экипажа урезается до «головы». Собственно – какую именно кабину поставить на эти «ноги» – не столь важно. Главное – остаётся принцип. Кстати, отдельная кабина с «хребтом» позади, что на верхнем снимке, очень напоминает знаменитые вертолёты-краны «кисти» Камова и Сикорского. Видимо, не случайно (фотографии Marine Advanced Reasearch и San Francisco Chronicle/Paul Chinn).


Для трансокеанского перехода этому судну достаточно экипажа из двух человек, но отсек полезного груза можно переоборудовать в дополнительные жилые помещения. Так что диапазон потенциальных сфер применения нового аппарата широк: научные экспедиции, вечеринки в уютных лагунах или высадка десанта.

Тут пора привести немного цифр: два дизеля, установленные в понтонах, выдают мощность по 355 лошадиных сил каждый. С запасом солярки в 8810 литров (которые спрятаны в поплавках, а также и в кабине), Proteus обладает водоизмещением в 12 тонн. Сюда входит и полезный груз в две тонны.


Для постройки Proteus использовался титан, алюминиевые сплавы и композитные ткани. Кстати, авторы судна отмечают его экономичность, которая обеспечивается относительно небольшой для судна такой длины смачиваемой поверхностью, вкупе с обтекаемой кабиной, на которую мало влияет ветер.

Ещё нужно отметить удобство транспортировки этого аппарата на борту другого судна. Marine Advanced Reasearch пишет, что при сдутых поплавках и сложенных ногах достаточно много таких аппаратов можно погрузить на палубу корабля, быстро доставляя к месту работы. Будь-то разведка, траление минных полей или патрулирование с целью выявления браконьеров, катание туристов или поиск потерпевших кораблекрушение.


Как видим, гибкость – это то слово, которое наиболее удачно характеризует не только упругие поплавки Proteus, но и весь замысел в целом. Многоликий бог моря, так и есть.

Изабелла Конти (Isabella Conti), жена изобретателя и вице-президент Marine Advanced Research, говорит, что затраты на постройку Proteus всё ещё подсчитываются. Между тем, можно не сомневаться, что при серийном производстве, спрос на такой катамаран будет неплохой. Да и военные вполне могут заинтересоваться. Тут компания ничем не рискует.




Как видим, гибкость – это то слово, которое наиболее удачно характеризует не только упругие поплавки Proteus, но и весь замысел в целом. Многоликий бог моря, так и есть.

Изабелла Конти (Isabella Conti), жена изобретателя и вице-президент Marine Advanced Research, говорит, что затраты на постройку Proteus всё ещё подсчитываются. Между тем, можно не сомневаться, что при серийном производстве, спрос на такой катамаран будет неплохой. Да и военные вполне могут заинтересоваться. Тут компания ничем не рискует.


А вот сам создатель судна, 68-летний мистер Конти говорит, считает свою новацию риском, но относится к нему по-философски.

Он говорит, что идея технологии WAM-V пришла к нему постепенно, за многие годы занятий парусным спортом. «Я любил гибкие лодки, — поясняет Уго, — и я решил довести их принцип до предела. Это очень инновационный опыт. Вы должны быть сумасшедшим и старым, чтобы сделать это. Потому, что когда вы стары, вы можете рисковать. Вам нечего терять, если проиграете.»



















Комментариев нет:

Отправить комментарий